Старшее поколение с грустью вспоминает жизнь в СССР. Докторская колбаса, мороженое, натуральные продукты, качественные материалы, неубиваемая техника... Товары, производимые в СССР, соответствовали ГОСТу и радовали покупателей. А как обстояло дело на рынке услуг?
Недавно я разбирала старый чемодан:
Вещи молодости моей мамы, которые до́роги ей как память. Попалось мне в руки простенькое платьице. Увидев его, я обалдела😱
- Что это?! Откуда?! - спросила я маму.
- В ателье для меня шили, - получила ответ.
- Да ладно! Не может быть! Точно в ателье? Ты не путаешь? - удивлялась я.
- Точно в ателье, - утверждала мама.
Я, как профессиональный портной, попыталась представить себе ситуацию, которая способна оправдать низкое качество данной работы. Платье было сшито на заказ в 70-х гг. Какие предположения я сделала:
1. Заказ выполнял новый работник практически без опыта. Даже если это так, новичка должен был контролировать и обучать более опытный сотрудник. Этот же сотрудник не мог не видеть кривых швов.
2. Оборудование вышло из строя. Что-то где-то заело, нитки рвёт и зажёвывает, лапка криво зафиксирована, строчка всё время съезжает и т.п. Ситуации бывают разные, но это всё же не повод делать халтуру. Сначала надо наладить оборудование, затем шить изделие, а не наоборот.
3. Очень мало времени выделено работнику на пошив. Нет времени отрегулировать строчку, шьёт "не глядя". Опять же, заказчик оплачивает услугу по прейскуранту, и получить он должен "по ГОСТу".
Объективные причины закончились. Фантазирую дальше.
4. Деление клиентов на социальные классы. Сильно сомневаюсь, что жене ответственного партработника или заведующей магазина работники ателье посмели бы сдать такую вещь. А дочери тракториста - можно. Что бы они понимали в качестве? И так сойдёт...
5. Отсутствие мотивации у строителей коммунизма стремиться к повышению качества оказываемых услуг. А зачем? Выбор готовой одежды невелик, захотят новое платье - всё равно в ателье придут. Конкуренция на рынке практически отсутствует.
Можно фантазировать дальше и насочинять ещё много чего.
Но факт остаётся фактом - изделие сшито безобразно. Заплатить деньги и получить платье с кривыми строчками - это не только деньги на ветер, это разочарование клиента, его неоправданные надежды, нарушенные планы. Хотели бы вы вернуться ещё раз в такое ателье? Мда... Глупый вопрос.
Мама рассказала, что всё, что шилось для нее на заказ, ей не нравилось, носила эти вещи она мало. Будучи совсем юной, она видела корявость кроя и обработки. Меня удивляет, почему этого не видели взрослые, работающие в ателье? Как правило, профессиональная оценка бывает критичнее и требовательней.
Рассказала мне мама про зимнее пальто, которое ей шили в том же ателье. Рельефы в пройме на полочках были на разном уровне, вспоминает мама. И разница была довольно существенная.
Только однажды ей сшили платье, которое было удобное и носилось с удовольствием. То платье шила знакомая, которая работала в ателье. Она имела репутацию отличного мастера и востребованного портного.
Да-да! Я его надела и потащила мужа меня фотографировать 😆. Каково было моей маме в этом платье? Захотелось почувствовать на "собственной шкуре" 😆
Мама носила платье в 16-17 лет. С тех пор минуло ... 47лет😲
Совершенно анекдотичная ситуация получилась в тот вечер.🤭 Муж говорит мне после фотосессии: "Давай зайдём в магазин". Я ответила, что в таком виде не хочу. Он смеётся: " На весь интернет фото выкладываешь, а в магазин нельзя? Это платье смотрится лучше некоторых современных вещей!" А чего это я, действительно? 🤔 И решила спросить у читателей мнение об этом платье. Собрала во вчерашнем посте неплохие отзывы. А особо "продвинутые" читатели без труда назвали эпоху👍
На самом деле, совершенно неважно, когда сшито платье. Случайные люди есть в любой профессии во все времена.
Хочу пожелать каждому найти себе занятие по душе! Ведь это особенное счастье - заниматься любимым делом! Работая с удовольствием, легко нести в мир красоту и радость!