В тайге и тундре есть законы и правила, которые надо соблюдать неукоснительно, иначе это может привести к трагическим последствиям.
Вот одно из них. Если пошёл в тайгу, тундру, лес собирать грибы или ягоды, надо надевать что-то яркое, чтобы вас случайно не спутал со зверем какой-нибудь горе-охотник.
У меня был товарищ на побродяжить и поохотиться в горной тундре, но после одной истории наши дорожки разошлись. Звали его Анатоль - так он представлялся. В паспорте по национальности был записан, как каракалпак, хотя внешне был похож на мать из Белоруссии. Как он говорил: "Белорусов много, а каракалпак один". Еще всем хвастался своим многозарядным ружьем, которое в шутку называл по старинному солидно карамультуком.
Как-то раз мы с ним случайно встретились в тундре - пришли переночевать в одну охотничью избушку с разных сторон. Поутру наши планы совпали, и мы решили пойти выше в горы пособирать бруснику. Собирать ягоды вдвоем веселей и безопасней, так как обилие сладкого всегда привлекает медведей.
Надо сказать, мой товарищ патологически боялся этих хищников, я же к мишкам всегда относился спокойно, потому что:
Во-первых, я их не провоцирую и стараюсь ходить шумно, чтобы не напугать внезапным появлением из ниоткуда.
Во-вторых, если встретил медведя, существуют специальные приёмы, чтобы установить с Потапычем контакт, не злить его и объяснить, что ты для него - не добыча, и не конкурент.
В общем, ползем мы с Толяном вверх по склону, тихо собираем ягоды: то бруснику, то чернику, что растёт погуще и поспелее. Почти на вершине горы в меня прилетает от товарища небольшая коряжка. Он был пограничником, я вижу, подаёт мне знаки, как в спецназе "не шумим", "заходи сзади", "вперёд тридцать метров", "потом развернись и шумни".
Вопросов не задаю, все предельно ясно. Толян свой карамультук перезаряжает чёрными усиленными патронами с картечью или жаканом. Ладно, иду тихонько вдоль склона вперёд, и, поглядывая на вершину горы, думаю: "Товарищ оленя заметил, видимо на ужин свежей оленинки сварим, или ливер пустим на шашлык. Сейчас олешка пугну, он обязательно вверх рванет, а там Толян его на стволы встретит. Пора за вершину перевалить и пошуметь."
Поднимаю тихонько голову вверх. Черт!... Замечаю бурую спину Михайло Потапыча, который видимо гребет ягоды.
Становится не по себе, мысли лихорадочно, как тараканы в голове крутятся, шебуршатся, волосы на голове поднимают. Все вещи - рядом с Толяном, на боку только тесак. Медведя пугать опасно, да и нечем, фальшфейер остался в рюкзаке. Отходить некуда, позади необъятная Родина. Мишка может обнаружить в любой момент, а если подумает, что я от него бегу, обязательно нападет.
Ну, где наша не пропадала! Сейчас шугану его "на понтах". Если медведь не матёрый, то сразу бросится наутек, а если матёрый, то будет меня пугать, как раз Толяну под выстрел.
Я заорал так, как женщины при сложных родах, и раскинул руки и ноги, пытаясь изобразить огромное веселое привидение. Для нормального медведя крик рожающей женщины и смешной призрак - как правило, шок. Медведь видит плохо, и если это что-то большое и кричащее, девять из десяти, бросится наутек.
Ну что, готовы? Не забыли, что Толян-то взял свой карамультук на изготовку для стрельбы стоя! Ха-ха-ха!...
Тут медведь встаёт на задние лапы во весь свой огромный рост, у меня потихоньку все внутренности вниз опускаются, а он... говорит человеческим голосом:
- Мужики, дайте закурить, если есть, а то я своё курево потерял где-то.
Это был сборщик ягод, одетый в комплект сварщика из толстого коричневого сукна. Его спина издалека - точь-в-точь мишка.
Покурили, поболтали и разошлись, как в море корабли без особых впечатлений.
Потом сидели с Толяном, пили чай, спрашиваю его:
- А если бы ты выстрелил и завалил мужика?
Ответ удивил:
- Песцам тоже надо что-то кушать.
Может он пошутил, но больше вместе мы никуда не ходили. Мне такие товарищи-охотники не нужны рядом с ружьём в руках, опасно это слишком.
Вот такие коврижки!
Каждый год на Кольском полуострове пропадают в лесу люди в период сбора грибов и ягод. Говорят, медведи лютуют, а я думаю, что это людская жадность и глупость. Сколько раз обессиленных грибников выводил на трассу из тундры, а они опять туда прутся, блукают по второму разу, бросая грибы, которые нет сил тащить.
Тундра - она большая и дикая, и зачем только народ собирается её покорять налегке, словно вышли на прогулку в парк. Без компаса, без еды и без мозгов идут, куда глаза глядят. Обратно дорогу найти не могут, то болото непролазное, то чаща мордодральная попадётся на пути. Но хуже медведя - охотник-дурак или раззява. Дай бог, чтобы их поменьше стало, этих несчастных блогеров-следопытов и охотников без ума, одним словом, каракалпаков с карамультуками.
И, напоследок, чтобы не было грустно.
Приходит школьник домой.
- Папа, мы сегодня выучили буквы "А" и "Бе". А я знаю еще "Ве".
- Это потому, сынок, что ты - каракалпак (русский, еврей, армянин...)
- Папа, мы сегодня выучили "2 х 2 = 4", а я знаю "2 х 3 = 6".
- Это потому, сынок, что ты - каракалпак (хохол, грузин...)
-Папа в раздевалке перед физкультурой у всех мальчиков "во", а у меня "ВООО". Это потому, что я - каракалпак?
- Нет, сынок, это потому, что тебе 16 лет.
Поделился впечатлениями "Тридцатый". Редактировал Bond Voyage.
Ставьте лайки. Подписывайтесь на канал. Комментируйте.