Найти в Дзене

Энергокризис ЕС: В Польше в 10 раз подорожал уголь, которым через 2 месяца надо отапливать 70% домов

На западе все носятся с разного рода эмбарго, говорили про нефтяное – не срослось. Такая же история и с газовым эмбарго для России – не получилось. А вот угольное эмбарго подтвердили. Чем это грозит Европе в преддверии отопительного сезона? Это угольное эмбарго было включено в пакет апрельских санкций, мы уже и забыть успели. Было указано пожелание: до 1 августа прекратить все поставки угля. А до 10 числа отгрузить весь уголь, который был заказан Европой по длинным контрактам. С 10 августа всё, больше покупать у России уголь нельзя. Ну что же, пора посмотреть на то, что будет происходить, в связи с этим, в Европе. Потому как отопительный сезон там обычно начинается 14 октября, то есть через почти два месяца. Основная информация, которая сейчас поступает из Европы, отображает проценты заполняемости подземных хранилищ природного газа. Даже непредвзятый аналитик понимает, что если Европа сосредоточилась на чём-то одном, где ситуация более-менее нормальна, то рядом очень много ям, в

На западе все носятся с разного рода эмбарго, говорили про нефтяное – не срослось. Такая же история и с газовым эмбарго для России – не получилось. А вот угольное эмбарго подтвердили.

-2

Чем это грозит Европе в преддверии отопительного сезона?

Это угольное эмбарго было включено в пакет апрельских санкций, мы уже и забыть успели. Было указано пожелание: до 1 августа прекратить все поставки угля. А до 10 числа отгрузить весь уголь, который был заказан Европой по длинным контрактам.

С 10 августа всё, больше покупать у России уголь нельзя.

Ну что же, пора посмотреть на то, что будет происходить, в связи с этим, в Европе. Потому как отопительный сезон там обычно начинается 14 октября, то есть через почти два месяца.

Основная информация, которая сейчас поступает из Европы, отображает проценты заполняемости подземных хранилищ природного газа. Даже непредвзятый аналитик понимает, что если Европа сосредоточилась на чём-то одном, где ситуация более-менее нормальна, то рядом очень много ям, в которые можно упасть. Разговоры про то, сколько запасли газа – попытка отвлечь свой электорат и доказать, что руководство ЕС делает всё для повышения уровня жизни и т.д.

Европейцы добрались до показателей, что газовые хранилища заполнены на 70%. Еврокомиссия выдала нормативы: к началу отопительного сезона надо их заполнить до 80%, а к декабрю – до 90%.

Обман в том, что подземные хранилища – это инструмент балансировки спроса, а не опция, благодаря которой можно обходиться без новых поставок. Все расходуют электричество по-разному: у многих расход зависит от время суток, вот для сглаживания разницы и нужны хранилища. Если зимой не будут продолжаться поставки, наличия газа в хранилищах никого не спасёт.

Сами подземные хранилища не получится построить там, где хотят европейцы – природе не интересно, где мы начертили границы государств. Хранилища расположены там, где есть для их обустройства геологическая возможность. Поэтому они расположены неоднородно. Есть государства, где запас газа достаточно велик, а есть и такие, где минимален.

Кто-то изучал вопрос: а выдержат ли магистральные распределительные сети внутри ЕС переброску газа из подземных хранилищ в те регионы, где таких просто нет? Нет никакой информации, а создали они какой-то штаб и готовятся ли к холодам?

Вся эта либерализация энергетики не позволяет скоординировать усилия, чтобы подготовится к отопительному сезону. Есть многочисленные заявления о том и о сём, есть Шольц, который потрогал нашу турбину и теперь надо как минимум дезинфекцию всего Северного потока проводить.

Всё прекрасно у либералов Европы. Они говорят про 15% экономии. Португалия и Испания готовы сэкономить 7% газа с августа по март. А как это поможет остальным 25 странам ЕС? Особенно если вспомнить, что эти страны не соединены газовыми магистралями ни с кем.

Жужжание про газ в либеральных медиа есть. А какой в нём практический смысл?

Руководство Польши, например, постоянно заявляло, что их хранилища наполнены практически на 100%.

-3

Звучит красиво, если не смотреть на статистику. Потребление газа в Польше составило 21 млрд. кубометров, а объём хранилищ – 3,2 млрд кубов. Сильно поможет пережить зиму? К тому, нет никаких гарантий, что газ будет зимой стабильно идти по магистралям.

Кроме того, чем меньше газа в конце отопительного сезоны будет оставаться в газовых хранилищах, тем сложнее будет его поднимать. Потребуется большее давление, так как он хуже поднимается, соответственно, в случае перепада температур, могут возникнуть проблемы.

Наиболее красочная ситуация с углём происходит в Польше, на территории которой располагаются просто огромные запасы бурого и каменного угля.

Польша, где 70% электроэнергии вырабатывается на угольных электростанциях, а значит огромная часть жилого фонда отапливается углём, довела себя до состояния, когда, в пересчёте на доллары, тонна угля стоит 620 долларов. Это невообразимая стоимость, так как год назад уголь стоил в 10(!) раз дешевле!

-4

Польша показательна тем, что там не размышляли ни о чём и эмбарго на поставки российского угля ввели сразу, как только кому-то в голову пришла такая идея. Результат такой – нет российского угля, есть десятикратный рост цен на уголь.

Потому что всегда энергетика – самая консервативная часть экономики, где никакие быстрые процессы не реальны просто по определению.

Новые поставки угля – это целая история. Требуется быстро отыскать такие добывающие компании, у которых нет среднесрочных и долгосрочных контрактов и предложить цену, устраивающую шахтёров.

Отказавшись от российского и донецкого угля, придется искать свои, а у них есть поставки в другие страны. Откажутся ли польские компании от среднесрочных и долгосрочных контрактов? Ответ: нет. Все разговоры о декарбонизации и зелёном переходе никто не забыл. Пойдёшь на поводу у правительства, сорвешь долгосрочные контракты, а на следующий год твой уголь ему не потребуется. И тем, кому уголь не поставишь, надо будет объяснять, что бес попутал, а мы снова готовы к сотрудничеству.

Приходится полякам искать компании, которые могут нарастить добычу. А добыча угля – это не некий кран с водой, где сильнее крутани и струёй пойдёт. Не пойдёт, надо обустраивать новые шахты, карьеры, что требует много времени.

Где-то надо раздобыть и деньги. А учитывая зелёную повестку, с желанием финансировать такие проекты возникают трудности у многих банкиров, если не у всех.

Возможности нарастить добычу угля есть только у Колумбии и США. А захотят ли они это сделать? Но возникнет проблем в логистике? Это далеко от Европы. А найдутся ли новые балкеры? Сколько будет стоить фракт на такое расстояние?

Если бы Еврокомиссия что-то просчитывала, перед тем как вводить санкции на российский уголь. Или хотя бы поехала на угольные разрезы Колумбии помогать добывать уголь – то это была бы другая Европа.

Всплеск цен на уголь говорит про то, что наладить так быстро поставки из Колумбии не получится. А осталось два месяца.

Голос разума звучит только во Франции, где готовят газовые электростанции на мазуте. Но, как мы писали в прошлый раз, не ясно, где они возьмут столько нефтепродуктов, ведь их поставки из России с 1 января тоже будут запрещены.

Общее впечатление, что Европа аккуратно отсекла себе все возможности решения проблем с энергоресурсами и теперь, приняв санкции против России, считает их чем-то не рушимым и блуждает в лабиринте проблем, которые они сами себе и создали.

Максим Середа
, по материалам «Геоэнергетика ИНФО»

#смыслы #политика #экономика #энергетика #россия #польша #евросоюз-россия #ес

Энергокризис ЕС: Пока Шольц рассматривает "турбину Шрёдингера", Франция, Швейцария и Британия на грани затмения
Смыслы — для тех, кто мыслит6 августа 2022
Энергокризис ЕС: Италия «вероломно» «забрала себе» катарский сжиженный природный газ, на который рассчитывали немцы?
Смыслы — для тех, кто мыслит16 августа 2022