От дальнейшего поступления сразу на 2й курс университета и сдавать испытания дочь отказалась. Последний год отношения преподавательского состава её разочаровали и «отбили» желание продолжить учебу по этой специальности.
Почти все из преподавателей на СПО были «теоретиками», далёкими от практической стороны юриспруденции. Не могли сразу дать ответ на многие вопросы по своему профильному предмету. Дочку это удивляло, что не способствовало формированию доверия, уважения к опыту и знаниям учителей.
Из двух групп поступили в ВУЗ не более 10 человек. Многие потом перешли на заочный формат обучения, чтобы была возможность работать и помогать родителям платить за своё обучение.
Тогда и призадумалась: может правда настало время готовить учеников и передавать знания, накопленные годами практики?
Опыт в практическом направлении юриста уже более 26 лет (и даже два диплома по праву), а вот первый диплом по специализации «педагогика-психология» столько лет пролежал «в столе». Но послушала-поспрашивала и заверили, что допускают до преподавательской деятельности только опытных профессоров и докторов наук или доцентов.
Но оказалось, именно первый диплом меня выручил и помог трудоустроиться. Хотя по объявлениям о вакансиях, которые мониторила в местных универах, были готовы принять только профессионалов со стажем (в преподавании) и в статусе не ниже доктора-профессора юридических наук.
Еще один довод дочери был в желании для матери реализоваться в более высоком статусе кандидата юрнаук. А для этого нужно было закончить аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию. На близкую мне тему по гражданскому праву и процессу.
Так и называлось выбранное мной направление повышения квалификации с возможностью совмещать юридическую практику с учебой на заочном отделении (которое было, что важно, меньше по стоимости в два раза, чем очное).
Учитывая финансовое положение в нашей семье, мы не смогли бы оплачивать учебу двух «студенток».
Дочка осталась на своей работе, где уже могла спокойно, без отрыва на учебу, за большее количество часов больше зарабатывать.
Так в свои 45 «с хвостиком» решила поступить в аспирантуру.
Честно сдала три испытания и прошла по баллам на два направления по праву.
Интересно, что на моем «любимом» направлении не было ни одного бюджетного места, а вот на связанном с Теорией государства и права (чисто-теоретическое) было только одно бюджетное. И оно стало бы «моим», если бы не другой кандидат. Который успешно «списал» (как и многие, сдающие английский язык) вступительное тестирование на 100 баллов. Я же сдавала немецкий язык, успешно подзабытый более 25 лет назад. Но число полученных баллов по иностранному языку всё равно было выше среднего показателя.
Зато на профильном испытании-экзамене у меня было самое большее количество баллов среди абитуриентов, включая и дополнительные (за опубликованные статьи, индивидуальные достижения).
Бюджетное место на ТГП «ушло» и пришлось быстро сдавать оригинал диплома на выбранную специальность, связанную с гражданским правом.
При собеседовании с профессором, заведующим кафедры, я узнала в нем преподавателя, который более 20 лет назад, будучи еще молодым специалистом, поддержал и развил у нас, студентов, любовь и интерес к профессии. Он был одним из учителей, что сыграли ведущую роль в том, как я определилась с областью своих научных интересов.
Вспомнил меня – мы были первыми его студентами в начале преподавательской карьеры. Сразу спросил: «Не хотите попробовать с вашим огромным опытом учить азам юриспруденции наших студентов? Тем более что по первому высшему педагог и психолог».
Рассказал и о том, что для аспирантов обязательно приобретение профессиональных умений и навыков преподавательской деятельности. И полученный опыт и знания еще в процессе обучения дочери на СПО помогут успешно «включиться» в работу.
Так в начале октября, когда многие преподаватели заболели во время повторной волны КВ, пришлось срочно включиться в новую для меня профессию по нескольким дисциплинам.
Пришлось вести сразу несколько предметов, по 3-5 пар в день, готовиться к новым темам, придумывать и искать задания и задачи, которые помогли бы усвоить пройденный материал.
Первые семинарские занятия боялась, что не смогу чего-то объяснить или ответить на какой-то вопрос.
Мои опасения были напрасны: не только дополняла ответы студентов, но успешно и интересно объясняла на примерах из практики.
Потом еще загрузили одновременно и проверками курсовых работ. Трудностей не было: сразу замечала: списано всё подряд или был проявлен интерес и избирательность при описании выбранной тематики.
Поскольку занятия с середины октября из аудиторных полностью перешли в онлайн-формат, даже такой вид адаптации к проведению занятий не пугал: с дочкой мы уже давно какой вид мероприятий успешно отработали.
К слову, из-за отсутствия многих руководителей университета и запрет на нахождение на территории ВУЗа, договор на оказание преподавательских услуг был подписан только после январских каникул, спустя почти три месяца.
Но испытания в авральном режиме прошла успешно и меня приняли в коллектив. Коллеги подсказывали и помогали по методическим вопросам, со всеми сложились тёплые и уважительные отношения.