Что-то потянуло меня в детский сад. Знаете ли, там жизнь, та самая, простая и без изяществ в виде недоговоренностей и недосказанности. Всё просто: есть стимул, есть реакция, есть мотив и есть действие. Понятно и четко. Вот только головной боли для родителей там явно не меньше. То чадо отнял любимую игрушку у соседа, то ребятёнок и вовсе не особо горит желание идти в садик, а то и прям таки ходячая катастрофа, а не дитя, что-то портит, ломает. Безусловно, от родителей причитания ребенку и очередная попытка разъяснить ему что это плохо. В общем много слов, а на практике опять уже на следующий день всё по новой. Тяжело? Да, но давайте посмотрим на поведение ребёнка с позиции Почему или Для чего он это делает? Цель, того самого варварского поступка, которым ваше чадо обидел другого. Ведь схема то проста: хочу яблоко, пошёл и сорвал его. Хочу, чтобы купили вкусняшку, упал на в магазине и устроил истерику, купили. По факту в обоих случаях ребенок получил своё, яблоко сорвал с яблони в саду у дедушки, а вкусняшку получил в магазине за своё актерское мастерство. В одно случае допустимое поведение, во втором - не уверен. Поэтому поговорим о втором случае и как с этим бороться.
Если вернёмся к магазину и выступлению ребёнка там, то само поведение действующего лица было направленно на получение осязаемых благ. Со стороны взрослого просто, он краснеет, он бледнеет, поэтому спешно покупает и покидает магазин. Вот только велика вероятность что такой шантаж повториться. Причина здесь простая для нас взрослых, это навыки общепринятого общения в магазине или других заведениях. Отсюда для родителей вывод: не быть зрителем в театре, а стать учителем и научить общественно приемлемым способом показывать, что нужно, дабы не сгорать со стыда и откупаться очередной шоколадкой.
Собственно, в событиях в магазине есть и ещё один аспект это привлечение внимания. Зачастую дети просто ведут себя социально неприемлемо для привлечения внимания. И тут мы видим насколько глубоки навыки общения у ребёнка. Если быть точным, то отсутствие их. За недостаточностью этих навыков будущий артист добавил немного экспрессии, баловства и возможно и разбрасыванию предметов, что под руку попались. Результат для него прекрасен, новая конфета в руках. Посему родителям стоит запомнить, упростить задачу своему ребёнку по привлечению внимания легко, просто уделите ему внимания при обращении к вам. Да, подвох здесь есть, это системность подобного способа ликвидации негативного поведения.
Теперь о насущном. Знаете, что общего между очередной конфетой и смартфоном в руках ребёнка? Это сенсорная стимуляция. Это стимуляции зрительная, вкусовая, слуховая, кинестетическая и обонятельная. Те самый органы чувств, которые хочется простимулировать. Пожевать, пощёлкать пальцами, раскачиваться на стуле или просто слушать музыку и не вынимать наушники из ушей, ну и компьютерные игры, будь то смартфон или персональный компьютер. Всё это доставляет удовольствие, хотя длительное время или не в том месте, не в то время это уже негативное поведение. Ну условно щелкать пальцами на экзамене это стресс, а вот вдруг и неожиданно вспомнить что в игре на смартфоне нужно срочно собрать урожай посреди урока это уже история неправильная. Тут опять история про родителей и семью, где всегда и везде допускается быть со смартфоном или ходить с наушниками в ушах по квартире. Отсюда и «если очень надо, то можно». Вот только учитель — это вряд ли оценить пятёркой, а руководитель и вовсе такого сотрудника отправит дальше собирать урожай, но уже на реальных грядках.
Вернёмся в класс, там учитель подкован был и поэтому для галочки спросил про домашнее задание. В ответ услышал массу вопрос «не по теме». Случилась неудачная попытка увести диалог в сторону. Здесь могла бы случиться и другая история, когда ученик «заболтал» педагога и миновала ещё одна двойка за несделанное дз. В данном случае это избегания ситуации или взаимодействия. Для понимания истории про взаимодействие, вернёмся в класс и узнаем, что отличник вдруг отсутствует на уроке. Всегда был, а сегодня нет. Вина тому не болезнь, а вчерашняя бурная речь педагога, возносившая отличника до небес. Вот только после этих слов отличник начал получать колкие и ироничные реплики от одноклассников. Поэтому, сегодня он просто постарался избежать взаимодействия с учителем, и чтобы не собрать очередные неприятные реплики от класса. Вот это классика также является вариантом поведения по избеганию взаимодействия или ситуаций. Здесь как рекомендация может быть научить принимать ответственность и принять себя. Детям это очень сложно понять и реализовать, но основное для них понять, что, если есть выбор действия, то есть ответственность за совершённый выбор и эту ответственность будет нести он.
Ещё немного же о школе. Есть там и уникумы, которые предпочитают избегать не делать домашнее задание или общественно-полезное задание (субботник, постановка номера для мероприятия и т.п.). Да, они прям таки ищут лазейки не делать чего-либо. И находят, надо сказать. Ну банально, ученик упадёт как это было в магазине, устроит истерику, учитель разрешит не делать сложную задачу. Это история про избегания опять же корнями уходит в общественно одобряемые навыки коммуникации. Те самые, где есть аргументации и нет истерик.
Ну и завершая историю про детей и подростков с их не всегда гладким поведением, стоит отметить один общий момент: выше были перечислены функции поведения, то для чего тот или иной акт был сделан. Но на практика родители реагируют на результат поведения, внешний результат, которых легко заметен: будь то сломанная игрушка, или часами игры в смартфоне. Безусловно, игрушку больше не купят, а смартфон заберут и это профилактика такого поведения. На самом деле, нужно понимать для чего они это делают? Ответив на это вопрос, родители узнают, что сломать игрушку это призыв к вниманию взрослого, а смартфон и игры в нём скорей всего это перцептивная стимуляция, которая вполне может заменить и ныне не модные увлечения как лепка из глины или пластилина. Важно понимать, что слова родителей что так нельзя делать, в большинстве случаев не имеют значения для самих детишек. Этим беседами они обращаются к тому, чего ещё нет в детишках – личности. А вот её ещё нужно взростить.
#psyandtry #психология поведения