Возникновение города на Неве
Нельзя не задуматься над чудом создания столь прекрасного города в такое малое время.
Мадам де Сталь
Легенда повествует, что 16 мая 1703 года осматривая отвоеванные у шведов, в ходе Северной войны земли, Петр I[1] срезал ножом два куска дерна, положил их крестом и произнес: «Здесь быть городу»! Позже на этом месте появится каменная плита, на которой будет начертано «От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16 основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем».
Царь поднялся, разглядывая получившийся у него крест, когда вдруг в небе появился огромный орел, который парил над Петром Алексеевичем. Словно хотел как следует запечатлеть в своей памяти исторический момент, или сам решил воспользоваться благоприятной возможностью ворваться в творимую в этот момент историю. Иначе зачем было ему лететь в такую даль (в Санкт-Петербурге и окрестностях орлов не бывает!).
Приняв историческое решение о постройке Санкт-Петербурга и, должно быть, мысленно прикинув границы будущей крепости, Петр делает очень странную вещь, а именно: просит установить ворота. Представьте, Петропавловской крепости еще нет, нет собора Петра и Павла, привычных глазу красноватых стен, казарм, булыжной мостовой, а эти самые ворота стоят посреди пустоты, точно внезапно возникший портал в параллельный мир. А Петр вдруг направляется к этим самым воротам, дабы пройти через них и… А кто знает, может, исчезнет или, чего хуже, действительно войдет в город, которого нет. А, может быть, город появится сам собой после того, как в него войдет царь?
Говорят же — «рука царя — рука целителя», цари традиционно лечили золотуху одним только своим прикосновением. И это не случайно: царь — центр, ось мира, божественный помазанник, связующее звено между миром божественным и земным. В Древнем Египте слово «царь» воспринималось как «наделенный жизнью» или «дающий жизнь». На царя традиционно возлагались задачи обеспечения благополучия народа, а уж как он этого добивается, его личное дело. По Гесиоду, если царь добр и справедлив, в его стране хорошие урожаи, пчелы производят много меда, а у овец вырастает густая шерсть. Если же правитель погряз в грехах — в стране неурожаи, болезни и всевозможные катастрофы. У многих народов царь гарантирует плодородие, чередование времен года, избавление от болезней. Последнее утверждение было популярно в Западной Европе, где считали, что прикосновение короля излечивает от золотухи. «В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем[2]».
В общем, так или иначе, солдаты выстраиваются перед своим монархом в наглухо застегнутых красных кафтанах, а под кафтанами —тук-тук, тук-тук — бьются сердца. И страшно им, и странно одновременно, что коли царь войдет сквозь волшебные врата, а обратно не выйдет? С одной стороны, все понимают, нет никакого города за только что поставленными некрашеными воротами, и стен нет, и вроде как деваться ему там некуда. А если что, разве они не бросятся на подмогу? Не отобьют всем миром? А все же, не лучше ли вперед кого-нибудь выслать? Да хоть Алексашку Менщикова[3]. Пусть бы прошел перед Его Величеством, доказав, что опасности нет.
И тут новое чудо, в небе появляется старый знакомый орел, но теперь он уже не кружит, а летит прямехонько к царю и садится на перекладину ворот. Слегка поклонившись прекрасной птице и бросив последний взгляд на своих сподвижников, царь Петр Алексеевич входит в волшебные врата, и тут же орел картинно опускается на его плечо.
Орел — признанный атрибут солнечных богов во многих культурах. Сам орел — это полуденное солнце, духовное начало, высота, вознесение, освобождение, отвага, победа, гордость, апофеоз, величие, царственное происхождение, власть и сила. В этом смысле двуглавый орел означает усиление власти. В разных традициях орла рассматривали как священную эмблему Верховного божества — Одина, Зевса, Юпитера, Митры.
Орел мог опуститься на плечо человеку, царское или божественное происхождение которого ставилось под сомнение. Но Петр I родился и рос под присмотром бояр, в данном случае вокруг были только друзья и соратники, которые не сомневались в царском происхождение своего кумира. Так что допустимо предположить, что своим появлением орел подтвердил царское происхождение не Петра, а самого города. Санкт-Петербург изначально был царем среди русских городов. Он задумывался, мечтался как столица, поэтому он должен был отличаться от всех остальных городов, подобно тому, как солнце — король на небе отличается — от всех прочих звезд, как царь не похож на своих подданных.
А вот еще легенда: Петербург никак не могли построить, не было ни капли земли. Все, что возводили, забирало себе болото. Выстроят ли дом — дом тотчас провалится в трясину, возведут святую церковь — и она, родимая, исчезнет в мутной воде, поднимут стены башни — сгинет и башня. Поэтому великан (в некоторых вариантах Антихрист) построил весь город сразу на своей ладони, а потом поставил его на болото. Мол, слабо эдакую махину заглотнуть.
Так и появился Санкт-Петербург — чудо над Невой.
Остров, на котором Петр Алексеевич решил построить крепость, назывался Ени-саари, но русские давно уже переименовали его в Заячий остров, должно быть, веселая была охота в тех местах.
По утверждению знаменитого астролога Павла Глобы[4]: «Петропавловская крепость была построена на месте древнего языческого храма. Там совершались жертвоприношения. Также над этим местом кружились орлы. Петр считал их вестниками потусторонних миров, подкармливал и охранял. Он отдал приказ о строительстве Петропавловской крепости только после того, когда орлы сделали два круга над этим местом».
Вообще, если учесть, что Петербург подмял под себя не только леса и болота, но и деревни и небольшие города, понятно, что в этих населенных пунктах находились не только дома, хозяйственные постройки и рынки, там стояли капища, места в которых язычники традиционно поклонялись своим богам.
Если представить, что все эти места до сих пор сохраняют некоторую энергетическую память, не удивительно, что Петербург называют мистическим городом.
[1] Пётр I Алексеевич, прозванный Великий (30 мая (9 июня) 1672 года — 28 января (8 февраля) 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
[2] Библия. Притчи царя Соломона (Притчи 16.12).
[3] Граф (1702), князь (1705) Александр Данилович Меншиков (6 (16) ноября 1673, Москва — 12 (23) ноября 1729, Берёзов, Сибирская губерния) — русский государственный и военный деятель, ближайший сподвижник и фаворит Петра I, генерал-фельдмаршал (1709), первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор (1703—1724 и 1725—1727), президент Военной коллегии (1719—1724 и 1726—1727). Единственный русский дворянин, получивший от русского монарха титул герцога («герцог Ижорский», 1707 год).
[4] Павел Павлович Глоба (16 июля 1953 года, Москва) — советский и российский астролог.