«АЛСИБу» в этом году исполняется 80 лет. «АЛСИБ» означает Аляска-Сибирь. Это маршрут легендарной воздушной трассы, по которой перегоняли самолеты из США в СССР в годы Великой Отечественной войны. «АЛСИБ» стал настоящей воздушной дорогой жизни. Только первая поставка истребителей «Аэрокобр» из США осенью 1942 года сравняло двойное превосходство Германии в воздухе над советскими истребителями под Сталинградом. Я отправился с экспедицией Русского Географического Общества на Чукотку, чтобы прикоснуться к этой странице истории.
По «АЛСИБу» шли поставки по ленд-лизу - тысячи боевых и транспортных самолётов, а также грузы, в которых очень нуждалась наша страна. В годы войны были построены десятки аэродромов, позволявших самолетам перелетать из Америки на фронты Великой Отечественной войны. Но несмотря на значимость, эти страницы истории замалчивались в годы холодной войны. Только в только в 1994 году были рассекречены и масштабы «АЛСИБа».
Всего США поставили СССР 14795 самолётов, из них по «АЛСИБу» - 8094. Каждый шестой-седьмой самолет был родом из ленд-лиза. Трасса была столь же опасной, сколько и важной. Потери при перегонке потери составили 81 самолёт, при этом погибли 115 летчиков.
Самолеты полученные по «АЛСИБу» стали любовью для многих советских ассов, в том числе на американском истребителе «аэрокобра» сражался знаменитый Александр Покрышкин. Ходит байка, что рядовые пилоты мазали эти самолеты женской губной помадой. Зачем? Дело в том, что в отличие от советских самолетов, в американских было множество кнопок и рычагов. Часто пилоты проходили ускоренную подготовку, на изучение дополнительных приборов не было времени. Поэтому все кнопки, без которых можно было обойтись, от греха подальше красили помадой, чтобы пилоты их не трогали.
В прошлом году РГО провело первый этап экспедиции на «АЛСИБ». В архивах были изучены многие документы и собрана информация о местонахождении самолетов, которые потерпели крушение во время перегонки. Теперь практически только по разбившимся самолётам можно изучать находки времён «АЛСИБа».
В этом году экспедиция РГО совместно с экспедиционной центром Минобороны РФ и представителями общественности провела поиски мест крушения бортов и вывоз военных артефактов, которые позже передадутся в музеи. И конечно, в память о погибших лётчиках на местах катастроф были установлены поименные мемориальные знаки.
Я лечу к одному из таких мест крушений. Ми 26, самый грузоподъемный вертолёт в мире идет на второй круг. Внизу видны хаотично разбросанные блёстки, сверкающие на солнце остатки алюминиевых фрагментов разбившегося самолёта.
Вертолет всей массой слегка касается грунта - слишком мягкий, не подходит. Вертолёт осторожно перелетает на десятки метров в сторону, находит более твердую площадку и делает посадку. После остановки винтов, я стараюсь выйти из вертолёта в числе первых. Хочу снять на фоне вертолёта участников экспедиции РГО.
Зыбкий толстый слой мха весь в воде и трясется от каждого шага.
Надо было надеть сапоги, которые я оставил вертолёте, - думаю я, чувствуя, как нога по щиколотку провалилась в мокрый грунт. Но хорошая мысль пришла слишком поздно. Вода не такая уж и холодная, можно поработать и с промокшей ногой.
25 ноября 1943 года здесь разбился грузовой самолёт С 47 «Дуглас» под командованием майора Федора Пономаренко. Экипаж полностью погиб. Самолёт загорелся и взорвался в воздухе, поэтому его фрагменты разбросаны на большой площади по обе стороны верховья реки Быстрая. Некоторые фрагменты достаточно крупные. Вот самолётный винт с редуктором, остатки хвостовой части, большие фрагменты крыла и корпуса. На одном из фрагментов написаны цифры борта. Все крупные и значимые остатки самолёта после их фиксации и измерения несут в наш могучий и просторный вертолёт. Они станут объектом дальнейшего изучения, а потом попадут в разные музеи.
Многие крупные остатки обшивки самолёта процарапаны многочисленными надписями и именами людей, которые побывали здесь позже.
Ближайший крупный населённый пункт - посёлок Уэлькаль в 50 км. Добраться сюда непросто. Но видно, что всякие ценные мелочи уже разобраны. Они служат приманкой для «чёрных копателей». Паренёк из Уэлькаля, увидев меня, похожего на туриста, поинтересовался, сколько я дал бы ему за найденный огнемет.
На месте гибели самолета установлен памятный знак с фамилиями погибших. Перед отлётом у знака собрались все участники экспедиции. Состоялось возложение цветов и минута молчания. Это церемония стала обязательной везде, где работала наша экспедиция.
Летим к месту катастрофы самолёта под командованием старшего лейтенанта Евгения Герасимова в августе 1943 года. Тот же «Дуглас» С-47. В районе озера Горное самолёт попал в облачность и врезался в самую макушку в горы. Не хватило считанных метров высоты, чтобы избежать столкновения. Весь экипаж погиб. Чтобы добраться к месту трагедии пришлось изрядно попотеть. Вертолет смог высадить десант РГО только у подножья горы. А подниматься вверх пришлось по острым камням с половину кирпича. На крутом склоне под 45 достаточно кучно разбросанные остатки самолёта.
Похоже, что труднодоступность этой аварии сохранила всё, как было на момент трагедии. Вплоть до остатков приборов и медицинской аптечки. Крутой склон очень затруднял работу. Двигатель самолёта при взрыве по инерции перелетел через вершину и скатился на другом склоне горы. Здесь были обнаружены комсомольский билет выданный за номером 9248 7260, но фамилия выцвела так, что её прочитать невозможно. Были обнаружены и костные останки человека. По всей видимости, есть шанс найти родственников погибшего борт-радиста Петра Оконечникова, уроженца деревни Кутихи Зыряновского района, Восточно-Казахстанской области.
Следующий этап экспедиции - посещения посёлка Уэлькаль. Сюда напрямую прилетали все самолёты из Аляски. Чтобы они могли приземлиться на низкой песчаной поверхности, здесь была построена взлётно-посадочная полоса из дерева, длиной в несколько сот метров. Остатки этой деревянной прогнившей полосы местами сохранились до сих пор. Доски были сколочены словно паркет 10-сантиметровыми гвоздями.
Вокруг полосы находятся развалившиеся остатки аэродрома и казармы. Судя по масштабным сооружениям тех лет, здесь находилось несколько сот человек. Это больше, чем сейчас население посёлка.
В поселке живут рыбаки и китобои. Об этом говорят тысячи костей от промысла кита вперемежку с многочисленными ржавыми бочками. Они создают типичный колорит национального поселения морских охотников. На окраине посёлка у развалин бывшего аэродрома находится небольшое скромное военное кладбище с десятком крестов над могилами погибших летчиков.
На днях посёлок посетил губернатор Чукотки Роман Копин и открыл потрясающий по красоте гранитный памятник лётчикам, участвовавшим в «АЛСИБе».
Мы садимся в наш огромный вертолет. Отрываемся от земли. Летим над коричнево-желтом морем тундры, прорезанным бесчисленными реками и озерами. Поселок быстро превращается в крошечное пятно за спиной. Экспедиция окончена, но я знаю, что благодаря ей в истории стало одним белым пятном меньше. Больше снимков - в нашей фотогалерее