Пока триумфально завершившие зимний сезон лыжники радуют нас своим нежеланием рассматривать варианты смены спортивного гражданства, в другом, менее урожайном на медали циклическом виде спорта для России — трековых велогонках — обратная ситуация.
На днях мы потеряли самого перспективного российского спортсмена. Осознание, что подобные таланты появляются раз в несколько десятилетий, делает ситуацию еще более удручающей.
Михаил Яковлев, фантастический спринтер, завоевавший первую российскую медаль чемпионата мира в самом олдскульном виде велогонок, больше не принесет спортивной славы для нашей страны.
Санкции вынуждают нас дарить чемпионов другим странам.
Кейрин — это отдельная планета
Прежде чем понять, насколько 21-летний россиянин крут, немного предыстории. Мир велогонок делится на две большие категории: шоссейные и трековые. Первые имеют гораздо больше поклонников, чем вторые, но при этом среди всех трековых дисциплин особняком вырисовывается кейрин.
Для неискушенного велосипедными зрелищами болельщика трудно осознать, что кейрина вообще-то два. Настоящий — это японский, который существует на букмекерские деньги и в котором базово могут принимать участие только сами японцы. Для этого они целый год проходят обучение, которое по методике и дисциплине ничем не уступает службе в армии. Иностранцы могут быть только приглашены в Страну восходящего солнца для того, чтобы принять участие в соревнованиях. И главная цель всех японцев на подобных турнирах — выбить приезжего профессионала как можно раньше. Для всех местных это радость и почёт. Негостеприимно, но факт.
Первым и пока единственным российским велогонщиком, который был удостоен чести состязаться в оригинальном кейрине, стал Денис Дмитриев, бронзовый призер Рио-2016 в спринте. В интервью 36-летний велогонщик рассказывает много интересных историй о своих турне в Японию.
Другой кейрин — это тот, что представлен на международных соревнованиях. По механике они похожи с японским: также надо сохранять одну скорость до финального спринта, в котором все и решается. Вот только контактная борьба менее ожесточенная, а велосипеды гораздо прогрессивнее, чем их стальные братья, используемые в олдскульном японском варианте.
Ну и самое главное — в кейрине у нас никогда не было медалей чемпионата мира и Олимпиад. Даже признанный всем миром спринтер Дмитриев брал лишь серебро на чемпионате Европы-2019. Крутое достижение, учитывая, что тон всегда задают голландцы и британцы, но по статусу медаль с чемпионата мира мощнее.
Из баскетбола на трек
От этого еще более удивительно, что осенью 2021 года во французском Рубэ в финальном заезде 21-летний российский парень Михаил Яковлев взял и выиграл бронзу. Историческое достижение. Впереди оказались непобедимые на тот момент голландцы Лаврейсен и Хугланд.
В мае 2022-го в Крылатском на Гран-при Москвы Миша сокрушает мировой рекорд равнинных треков в гонке на 200 метров с хода. Сначала сделав 9,156, а затем — 9,099.
И это всего через шесть лет после того, как парень пришел на трек в Крылатское и попробовал велогонки на вкус. До этого он занимался футболом, баскетболом и BMX — жгучая смесь, помноженная на рост 1,99 м, в очередной раз дает понять, что Яковлев — уникум.
Но, к великому горю нашего велоспорта, атлет, который должен был стать лидером мирового спринта к Парижу-2024 теперь будет выступать за Израиль. В начале августа он уже получил паспорт этой страны.
«Он сделал для себя выбор»
Глава нашей федерации Вячеслав Якимов с горечью констатирует:
— Михаил уведомил меня о намерении сменить спортивное гражданство. Сейчас он находится в Израиле. Мы теряем очень талантливого гонщика, и остаётся только сожалеть об этом. В нынешней ситуации он сделал для себя выбор, — сказал он.
Упрекать нашего спортсмена в этом или сочувствовать? Риторический вопрос, но очевидно, что он предпринял все попытки, чтобы сохранить возможность для выступлений за Россию. Главный тренер нашей сборной Сергей Ковпанец сетует на то, что Яковлев подал заявку на возможность выступать в нейтральном статусе, но такое разрешение не получил.
Негатива со стороны российской федерации в адрес Михаила нет, но разочарование словами не описать. В этой истории для России было очевидно, что медаль во Франции — это не пик, а только старт грандиозных побед Яковлева.
В отличие от тех, кто успел выиграть мировые чемпионаты и Олимпиаду в составе нашей сборной, Мише такая возможность в силу возраста пока не представилась. Поэтому пришлось делать выбор. Трудный и рискованный, но при этом желать ему новых побед на международных соревнованиях мы все равно не перестанем. Хотя дарить наших топовых спортсменов другим странам чертовски больно.