Еще одна русская былина рассказывает о богатыре Алеше Поповиче. Как исполнилось ему 18 лет, решил он белый свет посмотреть и силушку свою богатырскую в сражениях испытать. Отправился в путь-дорожку, да забрел в глухие места - вокруг болота непроходимые да лес дремучий. Встретила его старая ведунья и пригласила к себе. Сказания гласят, что много богатырей забредало в эти края, а те, кому удалось выжить, потом и поведали миру о старой ведьме, Бабе Яге, которая зашедшего то в печь пыталась посадить, то в бане парила-мыла. И сказано это не просто так - для красного словца, а говорится о некой инициации сил богатыря - обряде. Какое-то время тот жил в закрытом тереме у ВЕДьмы, которая ВЕДАЛА, что с ним делать.
Алеша Попович выдержал все испытания. Бабя-Яга его накормила-напоила, а перед тем, как спать уложить, познакомила с своей дочерью-обавницей (прекрасной женщиной из древнеславянского язычества, обладающей даром очаровывать), от которой тот взгляда не мог оторвать. Наутро подарила она Алеше клубочек и попросила его не терять - мол, в самом лихом бою тот богатыря защитит..
Упоминания о неких предметах, которые дарят богатырям ВЕДуньи, которые помогают им ориентироваться в пространстве без компаса и каких-либо приспособлений, часто встречаются в русских сказках. Исследователям фольклора удалось разгадать, как действовали эти древние славянские навигаторы.
В дохристианской Руси, как и в других древних государствах могла быть распространена узелковая письменность. Клубочек представлял собой древнюю книгу, в которой был описан маршрут следования богатыря. Подобную тайнопись надолго сохранили староверы. Что касается клубочка для богатыря, то ему давали не просто книгу, а в более широком смысле - грамоту, разумность.
А опасные колдуньи или добрыми волшебницы из легенд и сказок - те, кого на Руси называли обавницами, жили целыми поселениями и были хранительницами древних знаний, общались с духами леса, умели возвращать к жизни, управлять стихиями и наделять сверхспособностями.
К Бабе Яге, из которой сделали чуть ли чуть ли не демоницу (хотя когда-то называли богиней - хранительницей очага, богиней и защитницей детей-сирот, Ягиней-Матушкой, Ягой Златой Ногой), люди обращались для того, чтобы упрочить семейный союз, сделать жизнь счастливой, попросить благословения для продолжения рода.
Мудрые ведуньи-обавницы передали славянским женщинам рецепт сурьи - напитка, который в каждом мужчине пробуждал богатырскую силу.
Хозяйка готовила отвар из высевок (снятой мельничными жерновами шелухи) и собранных в полнолуние трав - зверобоя, душицы, шалфея. Чтобы травы отдали свою целебную силу, напиток на несколько часов отправляли в теплую печь, затем соединяли с парным молоком, добавляли цветочного меда и мерочку топленого масла. Многочисленные современные исследования подтвердили, что мед обладает поистине уникальными свойствами - по богатству микроэлементов он не имеет себе равных: его химический и биологический состав очень сложен. В нем содержится 70 видов полезных веществ, и обавницам об этом было известно. Затем в отвар бросали ягоды шиповника и терна, кусочки самых ароматных яблок и груш и обязательно немного изюма. Суряница должна была забродить. Хранили снадобье в дубовом бочонке. Каждый вечер жена подносила своему супругу живительной сурьи - согласно Ведам, это был напиток согревающий, но не дурманящий, избавляющий от всех болезней и возвращающий в семью былой лад. Суряницей обавницы потчевали и богатырей.
"Святогор, Илья Муромец и другие богатыри пили мед-пиво. Это был какой-то энергетический напиток, приготовленный особым образом - с медом, чистой водой, целебными травами.
Обавницы знали не только то, как пробудить богатырскую силу, но и как приворожить приглянувшегося мужчину. Но с такими женщина было лучше не ссорится...
Ранним утром шел как-то Добрыня Никитич по стольному граду-Киеву мимо терема высокого. Услышал богатырь, как рядом голуби воркуют, - повернул голову и случайно заглянул в оконце резное. Увидел он красную девицу. Черпала она из чаши воду студеную и обливала тело свое молодое. Залюбовался Добрыня девицею - станом гибким, лицом ее белым и румяным, косами русыми, бровями черными, и загорелось сердце молодецкое. Потерял с той поры богатырь покой, только о девице и думал - приворожила его молодая колдунья-обавница Маринка Кайдаловна. Три года он у нее стольничал, три года чашничал. Говорят, она-то и сгубила молодого богатыря. Не простила Маринка Добрыне, что решил оставить ее ради Настасьи, дочери Микулы Селянинович. Превратила Маринка витязя в тура гнедого, не знал он покоя, скакал по горам и степям, пока не утих гнев её, пока не сняла она колдовское проклятие.
Златогорка, Катерина Прекрасная, княгиня Ярославна или княгиня Ольга обладали необычным силами. Считалось большой удачей заполучить в жены обавницу. Каждый витязь мечтал найти свою Василису Премудрую, что удвоила бы его силы. Однако Василиса - это не совсем имя, а скорее ссылка на древнее мистическое животное - василиска, гипнотизировавшего своим взглядом, превращавшего в камень. Получается, обавницы владели еще и гипнозом...
Обавниц привлекали на царское или княжеское подворье. Эта традиция насчитывала не одно столетие и сохранялась после принятия христианства.
Существует документ об обавницах Ивана Грозного. Царь и с ума-то сошел, когда уничтожил своих обавниц. А в культе обавниц есть правило: погибшая от руки врага обавница должна быть отомщена: в данном случае другие обавницы просто свели царя с ума, и с годами он становился все более неуправляемым.
Источник: Рен ТВ "Военная тайна" "Герои и Богатыри Славянского эпоса"
Понравилась публикация? Поставьте, пожалуйста, лайк. Не забудьте оставить комментарий! Подписывайтесь на мой канал!