Отыскав истину, он поместил Абсолюта* на вершину философии, а свои трактаты обозначил за "завершение мирового знания". Несмотря на то что даже великие мыслители и образованные интеллигенты переходили на жаргон при виде настолько хардкорного* чтива, его мысли находили отклик в сердцах тысячи людей.
Гегельянство — одно из самых спорных направлений в философии: одни писали и зачитывали положительные рецензии, восхищаясь слогом и величием мастера, в то время как остальные, в особенности католики, не любили и осуждали Гегеля, и он отвечал им взаимностью — особого пиетета в сторону церкви не питал.
* Изданную в 1781 году «Критику чистого разума» философ назвал «лучшим событием за всю историю немецкой философии»...
Это один из сложнейших мыслителей: даже спустя 250 лет после его смерти в свет продолжают выходить новые и новые чтения, раскрывающие [как некоторым кажется...или не кажется?..] все новые грани труднейшей философии.
Основные идеи
• Будучи истинным идеалистом, философ говорил о сознании, как об основополагающем понятии (нежели материалисты, утверждающие, что первична материя).
• Весь мир — следствие самопознания Абсолюта (Абсолютной идеи), что представляет из себя все: от человека до Вселенной. Он/Оно/Она есть причина бытия и сущего — чистый разум и начало, познающее самость в себе и во вне.
• Человек, как и все живое и неживое, — последний из трёх этапов развития Абсолютной идеи: здесь, через мысли, поступки и познание она возвращается к себе, однако не в первоначальном виде, а будучи модернизированной опытом и различными формами.
• Апогеем гегельянства стала диалектика — (три этапа развития Абсолютного духа) суть развития, цель, к которой приходит мудрец, соединяясь с высшим разумом; это процесс и итог слияния противоречий воедино; тождество противоположностей. Состоит из трёх законов.
1. Закон единства противоположностей
Напоминает символику китайского круга баланса Инь и Ян :
тезис — нечто сущее (Ян);
антитезис — нечто противоположное тезису (Инь);
синтез — квинтэссенция первого и второго; результат взаимодействия противоположностей — истинность, справедливость и целостность, что движет прогресс.
2. Закон перехода от количества в качество
В момент достижения определенного числа количество переходит в качество, т.е. что-что приобретает общность и приходит в развитие; многочисленное становится единым.
3. Закон отрицания отрицания
Выступает в качестве связи нового и старого. Здесь, находясь в процессе отрицания, объект вновь и вновь приходит к исходному, однако более модернизированному положению (похоже на математическое правило, согласно которому минус на минус даёт плюс).
М. Хайдеггер заявлял, что мысль Гегеля является «самой мощной мыслью Нового времени», а вот Шопенгауэр называл его работы «величайшей наглостью», «преподнесением чистой бессмыслицы, которую до сих пор можно было услышать только в домах сумасшедших, что сделалась орудием самой грубой, когда-либо известной мистификации и сопровождалась успехом, который поразит потомство и останется в веках памятным свидетельством немецкой глупости...»
Гегель не был приверженцем религиозных учений, и о христианской ипостаси так же не писал, поэтому отнести его работы в этот раздел мы не можем, однако понятие о Боге существует не только в вероучениях: метафизическая стезя хоть и выглядит как псевдоучение, однако почему-то никто (почти) не гонит ту палками из великой науки*. Более того, ее называют ОНТОЛОГИЕЙ.
Отличия эзотерики от метафизики
Эзотерика — явление, где знание получают не вследствие наблюдений или анализа, а посредством субъективного опыта, т.е. внетелесного и ментального путешествия сознания в высшие измерения. А ещё она не имеет конкретного первоисточника, поэтому на нее могли — и ссылались — многие, не совсем честные люди; в общем, так сложилось исторически, что эзотерика стала синонимом к словам оккультизм и магия.
В ходе развития, она, словно корни гигантского старого дуба, разветвилась на тысячи учений, поэтому сегодня под ней может пониматься все что угодно. Вследствие вышеперечисленных причин, зачастую определяется как псевдонаука.
Метафизика же, в отличие от эзотерики — раздел философии, изучающий аналогичные эзотерике вопросы о Мироздании, однако не с помощью ченнелинга, духовных путешествий или озарений, а посредством эмпирических наблюдений; [по понятным причинам] такой подход вызвал больше симпатий. Аристотеля, Платона и Сократа можно назвать основными представителями данного направления.
Несмотря на более приземлённый подход к изучению космических вопросов, это не отменяет того, что, в общем то, мы все ещё ничего не знаем, одни ли мы в галактике, что будет после смерти, что есть Бог и есть ли он вообще? С такой логикой мы не можем опираться на то, что не доказано научно... зато трактаты Гегеля называем "великими произведениями для высоких умов". Не абсурд ли?
* — Бог
* Хардкор — (молодежный сленг) - «ужас», «полная жесть». // Люди нередко осуждали Гегеля за множество изощрённых терминов и оборотов в тексте, на что тот отвечал, что он не заинтересован в написании чтива для обывателей, и его труды предназначены для экспертов.
.
.
#гегель
#эзотерика
#философия
#дух
#вселенная
#метафизика
#наука
#лженаука