Найти в Дзене

Японский режиссёр скрестил Мураками с Чеховским "Дядей Ваней". Рассказываю, что получилось

Короткий рассказ Харуки Мураками "Сядь за руль моей машины" из собрания "Мужчины без женщин" сподвиг перспективного японского режиссера и сценариста на съёмки полноценного фильма в одноименном названии. Рассказ Мураками повествует нам о душевных переживаниях японского актера Юсукэ Кафуку, случившиеся посредством гибели дочери в начале супружеской жизни, а спустя 20 лет измены и кончины самой супруги. Но в жизни Кафуку появляется молодая девушка-шофер, которую ему пришлось нанять из-за лишенных прав. Создавая фильм "Сядь за руль моей машины", режиссер Рюсукэ Хамагути всё же внес некие изменения в сценарий: за главных героев выступали всё те же лица, но профессии некоторых были слегка видоизменены, а в сюжет были добавлены любовные "краски". В фильме Хамагути, прежде, чем обнаружить тело жены, главный герой застал её с молоденьким любовником. В рассказе же, этой сцены не присутствует, а лишь сообщается о том, что знакомство Кафуку и любовника его жены произошло уже после смерти супруги,
Кадр из фильма "Сядь за руль моей машины". Источник:  РБК Стиль
Кадр из фильма "Сядь за руль моей машины". Источник: РБК Стиль

Короткий рассказ Харуки Мураками "Сядь за руль моей машины" из собрания "Мужчины без женщин" сподвиг перспективного японского режиссера и сценариста на съёмки полноценного фильма в одноименном названии. Рассказ Мураками повествует нам о душевных переживаниях японского актера Юсукэ Кафуку, случившиеся посредством гибели дочери в начале супружеской жизни, а спустя 20 лет измены и кончины самой супруги. Но в жизни Кафуку появляется молодая девушка-шофер, которую ему пришлось нанять из-за лишенных прав.

Создавая фильм "Сядь за руль моей машины", режиссер Рюсукэ Хамагути всё же внес некие изменения в сценарий: за главных героев выступали всё те же лица, но профессии некоторых были слегка видоизменены, а в сюжет были добавлены любовные "краски". В фильме Хамагути, прежде, чем обнаружить тело жены, главный герой застал её с молоденьким любовником. В рассказе же, этой сцены не присутствует, а лишь сообщается о том, что знакомство Кафуку и любовника его жены произошло уже после смерти супруги, а о изменах он лишь догадывался.

Что касается самого Кафуку, то в фильме он уже не просто актёр, а режиссер театра, которого пригласили на постановку спектакля "Дядя Ваня" по пьесе Чехова в городе Хиросима.

Как режиссеру пришла в голову мысль о скрещении русского "Дяди Вани" и коротенькой новеллы о мужских тяготах жизни?

Короткого рассказа в 40 страниц недостаточно для создания полнометражной картины. Сюжет необходимо обогащать событиями, сценами. Чтобы получить хотя бы 120 минут готового материала. Сюжет самого рассказа Мураками показался режиссёру словно неоконченным, продолжение напрашивалось само собой. Из уст одного из персонажей рассказа прозвучала следующая фраза:

«Если нам действительно хочется увидеть других, нет иного способа, кроме как приглядеться к себе»

Эта фраза существует и в фильме. Делаем вывод, что главному герою следует поступить также - присмотреться к себе. Его история, следовательно, требует продолжения. В рассказе не присутствовало развернутого текста о прошлом героев. А именно этого и не хватало режиссеру. Тут на помощь пришел сказочный цикл "Тысяча и одна ночь", а именно главная героиня Шахерезада. А вот уже для действующей сюжетной линии режиссер обратился к Чехову. Точнее, к его пьесе "Дядя Ваня".

Почему именно "Дядя Ваня"? Интересно не только мне, но, думаю, уже и вам. В самом рассказе "Сядь за руль моей машины" есть некое упоминание о Чеховской пьесе: главный герой новеллы играл роль в этой театральной постановке. Это и дало зацепку, что "Дядя Ваня" может быть задействован в фильме.

А вот, что говорит режиссер фильма "Сядь за руль моей машины" в одном из своих интервью:

Когда я читал пьесу, то поразился тому, что реплики дяди Вани идеально подходят характеру главного героя моего фильма. Монологи дяди Вани совпадают с тем, что мог бы сказать о себе Кафуку. Так пьеса стала способом вытащить из Кафуку его внутренние переживания, его настроение.

Что в итоге получилось?

Рюсукэ Хамагути 
Фото: Mike Coppola / Getty Images
Рюсукэ Хамагути Фото: Mike Coppola / Getty Images

Для режиссера была крайне важна актерская игра. Ведь ранее, он никогда не сталкивался с режиссурой театра. Поэтому достижение реалистичности игры - возможность погрузиться в эффект нахождения у сцены, дали фильму крепкую взаимосвязь между театром и кино.

По итогу, трехчасовой фильм, где в Хиросиме играют спектакль по русской пьесе, а актёры пьесы - разговаривают на разных языках, вплоть до жестового корейского. Роль Дяди Вани должен был исполнять молодой актёр и приятель главного героя, но по сценарию его арестовывают стражи порядка за драку на работе. А роль Дяди Вани предлагают уже главному герою - Кафуку.

Фильм "Сядь за руль моей машины" удостоен награды "Оскар" в категории "Лучший фильм". Хотя многие посчитали его сложным и длинным.

Посмотреть фильм "Сядь за руль моей машины" на Кинопоиск

Читать рассказ "Сядь за руль моей машины" из сборника Харуки Мураками "Мужчины без женщин" на ЛитРес

Может быть интересно

Балет "Алиса" по сказке Льюиса Кэролла создали в Карелии
Культуру - в массы11 июля 2022

#Культура #фильмы #экранизациякниги #японскоекино