Найти в Дзене

Что нужно знать об электромагнитных реле. Часть 1: общие сведения и принцип работы

Оглавление

Сложно представить схемы автоматизации без применения реле. Они используются для изменения уровней сигналов и согласования цепей с разным напряжением и родом тока, для сигнализации и контроля различных величин, для включения исполнительных устройств и так далее. Сегодня мы поговорим о том, что такое электромагнитные реле, их устройстве и принципе действия.

Определение

Для начала разберёмся, что такое реле вообще. Определение звучит следующим образом:

Реле — элемент автоматики, который замыкает или размыкает электрические цепи при воздействии внешних явлений и сил. При этом у релейного элемента есть два стабильных состояния, назовём их условно «включено» и «выключено».

Различают реле по виду физических величин, на которые они реагируют: электрические, механические, тепловые, оптические, магнитные, акустические. То есть реле необязательно управляется электрическим сигналом: оно может замыкать или размыкать контакты при воздействии температуры, магнитного поля, при механических воздействиях и прочих.

Однако реле, реагирующие на такие неэлектрические величины, часто состоят из датчика и электрического релейного элемента.

Ещё раз перефразируем вышесказанное простыми словами:

Реле – это такое устройство, которое скачкообразно, при воздействии на него какой-либо величины. Реле может быть либо только включено, либо только выключено, промежуточных состояний у него нет.

Определение и общие сведения

Электромагнитное реле – это такое реле, работа которого основана на воздействии магнитного поля неподвижной катушки на подвижный ферромагнитный элемент, который приводит в движение контакты.

Входные и выходные цепи электромагнитных реле гальванически не связаны, то есть цепь управления не имеет никаких контактов с коммутируемой цепью.

Джозеф Генри
Джозеф Генри

В 1931 году американский ученный Джозеф Генри изобрёл первое реле, основанное на электромагнитном принципе действия, но оно было не коммутационным.

Позже Самюэль Морзе в 1937 году изобрёл первое коммутационное реле, которое он использовал в телеграфном аппарате.

Слово «реле» происходит от английского «relay», что означает «передача» чего-либо, например, эстафеты в спорте.

С помощью электромагнитного реле можно:

  1. Гальванически развязать управляющую и исполнительную цепь.
  2. Изменить уровень сигнала, например, если какое-то устройство замыкает цепь или просто подаёт напряжение на выход, то с помощью реле с нормально замкнутыми контактами можно, наоборот, разрывать какую-либо цепь.
  3. Можно переключать цепи. Если у реле переключающие контакты, то когда нет управляющего тока будет замкнута одна цепь, а при подаче тока управление контакты переключатся – разорвут первую цепь и замнут вторую.
  4. Изменить величину и род сигнала. Если какое-то устройство автоматики выдаёт сигналы постоянного тока, а исполнительные цепи питаются переменным, то можно на катушку реле подавать этот постоянный ток, а его контакты будут замыкать цепь источника и нагрузки переменного тока. То же самое можно сделать и с напряжением разной величины — сигналом низкого напряжения можно управлять цепью с высоким напряжением. Главное, подобрать реле, у которого катушка и контакты будут рассчитаны на соответствующие род и величину тока и напряжения.
  5. Управлять слабым током мощной нагрузкой, например, с помощью микроконтроллера, у которого максимальный выходной ток составляет десятки миллиампер, включать нагрузку с током в десятки ампер.
  6. Выполнять логические операции, то есть коммутировать цепи при наличии на входе реле определённых сигналов.
  7. Контролировать величины для обеспечения защиты от различных аварийных ситуаций, таких как превышение напряжения, тока, отклонение частоты, понижение сопротивления.
Щиты с железнодорожной автоматикой
Щиты с железнодорожной автоматикой

Устройство и принцип действия

Как отмечалось выше, есть много разных видов реле, у одних реле катушка с малым сопротивлением и оно срабатывает при протекании какого-то относительно большого значения тока — они называются «реле тока», они включаются последовательно с какой-либо нагрузкой и срабатывают при достижении тока определённой величины, как электромагнитный расцепитель автоматического выключателя.

У других реле сопротивление и количество витков катушки большие, и оно срабатывает при протекании относительно малого тока. В характеристиках таких реле обычно указывают напряжение катушки, которое необходимо подать, чтобы она притянула якорь и переключила контакты. Такие реле называют исполнительными или промежуточными реле.

Если не учитывать эти особенности, то общая конструкция и составляющие элементы всех видов электромагнитных реле одинаковы. Типичное электромагнитное реле состоит из следующих частей:

  1. Ферромагнитный сердечник.
  2. Катушка.
  3. Якорь.
  4. Контакты.
  5. Пружина.
  6. Ярмо.
Устройство электромагнитного реле
Устройство электромагнитного реле

Катушка в реле обычно выполняется медным проводом и используется для создания магнитного поля. Ферромагнитный сердечник нужен, чтобы это поле усилить. Якорь приводит в движение контакты — замыкает или размыкает их.

По конструкции контакты могут быть нормально замкнутыми (NC), нормально разомкнутыми (NO), переключающими (NO/NC). При этом в одном реле может быть несколько контактных групп, разной конфигурации (NO и NC), которые включаются одновременно при подаче тока на катушку.

Варианты контактов: а) нормально разомкнутый; б) нормально замкнутый; в) переключающий
Варианты контактов: а) нормально разомкнутый; б) нормально замкнутый; в) переключающий

С конструкцией разобрались, теперь разберём принцип действия электромагнитного реле.

Когда на катушку реле подают ток, вокруг неё возникает магнитное поле, которое притягивает якорь. Тот, прижимаясь к сердечнику, приводит в движение контакты — замыкает или размыкает их. На иллюстрации ниже вы видите, как это происходит.

-5

На иллюстрации «первичная цепь» — это цепь управления, здесь приведён пример с обычной кнопкой, вместо которой может быть другое реле, микроконтроллер и прочие устройства автоматики.

«Вторичная цепь» — это коммутируемая цепь, которую включает исполнительный орган. Вместо нагрузки тоже могут быть другие реле, входы контроллеров и других устройств автоматики.

По конструкции реле и их контакты бывают разными: один из контактов может быть расположен на якоре и соединён гибким проводником, на конце якоря может быть непроводящая траверса, которая толкает гибкие контакты замыкая или размыкая их (как на иллюстрации выше), контактных групп может быть одна или несколько и так далее. Ниже приведена подборка фото и схем устройства различных типов реле.

По роду тока управления реле бывают для цепей постоянного тока и переменного тока. Конструктивное отличие у них одно — у реле, предназначенных для управления переменным током на сердечнике есть короткозамкнутый виток (он же «экранирующее кольцо»), который выглядит просто как кольцо из медной проволоки.

-7

Это кольцо разделяет магнитный поток Ф через сердечник на два отдельных потока — Ф1 и Ф2 (позиция «а» на рисунке выше), один из которых наводит в кольце ток (позиция «б»). Этот ток тоже создаёт магнитный поток (Фкэ) противодействующий одному из основных магнитных потоков, а именно Ф2, согласно правилу Ленца. В результате этого мы получаем два магнитных потока через сердечник сдвинутых друг относительно друга по фазе на 60-80 градусов (позиция «в»), и оба потока проходят через ноль в разные моменты времени. Поэтому сила, действующая на якорь, никогда становится нулевой и он не дребезжит.

Если на катушку реле постоянного тока (без короткозамкнутого кольца) на сердечнике подать переменный ток, то в момент перехода тока через ноль якорь может отпасть от сердечника, что приведёт к кратковременному отключению реле. На практике это выглядит как дребезжание якоря с характерным звуком, что приводит к повышенному износу контактов. Такое же техническое решение используется и в контакторах.

Сердечник контактора
Сердечник контактора

Поэтому, когда выбирают реле в первую очередь учитывают род тока и величину напряжения управляющей цепи, и силу тока в исполнительной цепи. При этом его контакты могут коммутировать хоть переменный, хоть постоянный ток.

Подведём итоги

Как отмечалось выше, есть множество видов реле, например, по назначению их делят на три группы:

  1. Основные. Реагируют непосредственно на изменение контролируемой величины (тока, напряжения, мощности, частоты, сопротивления).
  2. Вспомогательные. Управляются другими реле и выполняют различные функции (выдержка времени, размножение контактов, размножения контактов, передачи команд от одних реле к другим и т.д.).
  3. Сигнальные или указательные реле. Фиксируют действие защиты и управляют звуковой и световой сигнализацией.

Кроме того, они бывают: моностабильные, импульсные или бистабильные, поляризованные реле и прочие, но рассматривать их в одной статье не имеет смысла — это дело такой дисциплины как «Релейная Защита и Автоматика» (кто получал электротехническое образование, тот вспомнит).

В следующей части статьи рассмотрим основные характеристики реле и вопросы из практики.