Меня тут малехо попрекнули, что, мол, незавершенка в истории с Паломаресом получилась, мол, начал рассказывать, и бросил «не докурив». Дык, че тут рассказывать? Бомбу, найденную в море, и вынутую на берег увезли на историческую родину, в США, там ее выпотрошили, высушили (ну, в смысле, деактивировали), и, полученное чучело бомбы положили к себе в музей (ну, так себе решение).
Испанские жандармы, нашедшие вторую бомбу были произведены в дворянство, получив приставку к имени «фон» и обращение «ваше сиятельство» (да, шутю, я шутю). Эту бомбу тоже выпотрошили, и тоже в музей положили.
А, вот еще с двумя другими бомбами неудобнячок получился. Они раскидали свои внутренности по солидной площади. Каудильо всея Испании Франсиско Франко (даром, что с фашиками якшался) ножкой топает, компенсацию требует. «Какую такую компенсацию?» изображают дурачков американцы. «Обыкновенную денежную! В самых настоящих американских долларах!».
Весной Вашингтон решил сообщить миру всю правду. Было объявлено, что обломки двух из найденных на суше трех водородных бомб оказались разрушенными, тротиловый заряд в них взорвался, разбросав вокруг радиоактивный металл атомного «запала» – уран-235 и плутоний-239, период полураспада которых составляет около 24 400 лет. Разумеется, беспокоиться тут не о чем. Придется всего-навсего аккуратно снять верхний слой плодородной почвы с площади 100 га, погрузить эту землю в 5 тысяч 200-литровых бочек, увезти их в США и захоронить на кладбище для радиоактивных отходов. И, началось…
Репортеры, прибывшие на место происшествия, освещали гневные демонстрации местных жителей. 4 февраля компартия (при Франко, естественно, подпольная) провела акцию протеста 600 человек перед посольством США в Испании. Герцогиня Медина-Сидония Луиза Исабель Альварес де Толедо (известная как "Красная герцогиня" за ее про-социалистические взгляды) в итоге получила 13-месячный тюремный срок за организацию незаконной акции протеста
Генералиссимус Франси́ско Паули́но Эрменехи́льдо Тео́дуло Фра́нко Баамо́нде тоже решил извлечь выгоду из ситуации. Он увязал инцидент с наличием Гибралтара и его взлетной полосы, объявив, что самолетам НАТО больше не будет разрешено летать над испанской территорией ни в Гибралтар, ни из него. В январе в качестве дипломатической уступки США объявили, что больше не будут летать над Испанией с ядерным оружием, а 29 января испанское правительство официально запретило полеты США над своей территорией с таким оружием. Фактически, "Хромовый купол" накрылся медным тазом.
Но это все политические игрушки. Надо было что-то делать.
Поначалу попытались привлечь местных. Как рассказывал мне один из жителей: «Нужно было неспешно снимать слой почвы глубиной 3 дюйма, складывать в заплечную корзину, потом относить к 200 литровой бочке, и ссыпать в нее снятый грунт. По мере заполнения бочки закрывались и опечатывались. Платили нам тогда по 600 песет в день, это около 10 долларов. Нам казалось, что это сумасшедшие деньги! Все же лучше, чем на поле помидоры собирать».
Но, потом пошел нехороший слушок, и, над жителями Пломареса начали подшучивать, мол они могут ходить в туалет без фонарика (бу-га-га, очень смешно!). И народ начал отказываться. Тогда нагнали американских подневольных солдат. Армия США в ту пору еще не была вольнонаемной, служили по призыву. Это в 1973-м после Вьетнамской войны призыв… приостановили (но не отменили).
17 гектаров земли с более низким уровнем загрязнения просто вспахали на глубину 30 сантиметров (12 дюймов) путем боронования и вспашки. На каменистых склонах грунт удалялся ручным инструментом и отправлялся в США в бочках.
Но тут начали шуметь американские мамочки, беспокоясь за потенцию своих чад. «Не извольте беспокоиться! Мы применяем самые современные средства защиты!» Сказали американцы, и выдали своим военнослужащим респираторы. Но, мамочки не унимались, и солдатам выдали костюмы химзащиты. Но, наступило лето, и работать в хмган… (простите) химкостюме удовольствие ниже среднего.
В общем, так или иначе верхний слой почвы содрали и увезли. Но, тут возмутились испанцы: «А, где я буду выращивать помидоры?!» (Где, где… в земле!). Американцы выплатили фермерам за увезенную землю. Потом последовали еще иски, и еще. Выплатили почти миллион тех, старых американских долларов (они-то не чета нынешним).
Только американцы вздохнули свободно, тут опять возник великий каудильо: «У нас земля простаивает за сеткой огражденная! Платите денег!» (она и до сих пор такая, и, видимо ближайшие 24 тыс. 400 лет такой и останется).
В 2004 году исследование показало, что в некоторых районах все еще присутствует значительное загрязнение, и испанское правительство впоследствии экспроприировало некоторые участки земли.
Потом вмешались "любители бабочек" и 11 октября 2006 года агентство Рейтерс сообщило, что у улиток и других диких животных в регионе был обнаружен более высокий, чем обычно, уровень радиации, что указывает на то, что под землей все еще может находиться опасное количество радиоактивных материалов.
Выяснилось, что американцы схалявили. В апреле 2008 года CIEMAT объявила, что они обнаружили две траншеи общим объемом 2000 кубических метров, где армия США закопала зараженную землю (дабы меньше вывозить). Траншеи были найдены рядом с кладбищем, где в 1966 году было найдено одно из ядерных устройств. Испанцы, в лице министра иностранных дел Мигеля Моратиноса пригрозили, что их общественное мнение может отвернуться от США, если эти данные станут достоянием широких масс. Американцам на массы было глубоко... все равно, но скандала не хотелось, и Хилари Клинтон пошла на переговоры. Американское правительство согласилось оплатить дезактивацию территории, а стоимость удаления и транспортировки загрязненной земли была оценена в 2 миллиона долларов.
В общем, судились и тягались испанцы с американцами до 2010 года. Уже и каудильо не стало, и сменивший его Хуан Карлос 1-й (самодержец всея Испании) состарился, пока американцы, не выдержав, спросили: «А, сколько вы хотите?». «Триста тыщщ!» («Фу…», выдохнули американцы) «Каждый год!» («Фуясе, у вас аппетиты!» возмутились американцы, но, договор подписали).
Правда, тогдашний госсекретарь Джон Керри, подписывая договор, видимо булл не очень в курсе, потому как тихонько спросил своего помощника: «А, где у нас такое… Поломарес?» «А то не у нас», ответил помощник «то в Испании!». «А, че ж мы свои американские деньги всяким испанцам раздаем?» возмутился госсекретарь, но договор подписал. (Спросил-то он вполголоса, да микрофон забыл выключить, и злые журналюги услышали)
В общем-то конфликт уладили (правда, всего 12 лет назад), но осадочек остался (а, вдруг бы, и правда, жахнуло бы… И весь мир в труху!»
Ладно, шутки, шутками, а игрушки с ядреными бомбами штука опасная. Ветераны той операции судились с государством еще год назад, но американцы своих защитников посылали... (в суд). Ни одно из дел положительно для ветеранов не окончилось. Всем им было отказано...