Только к 40 годам я поняла, что я интроверт. Почему это осознание стало для меня таким важным? Потому что всё это время я смотрела на своих активных, весёлых и инициативных коллег, друзей и знакомых и не понимала, почему я не могу быть такой - легкой, общительной и озорной. А поскольку интроверты, то есть я, как я узнала, склонны к анализу и самоанализу, то я всё время пыталась понять природу моего характера. Бывало даже так, что я надевала маску экстраверта, но очень быстро уставала её носить. Ну не моё это!
В одном уважаемом мною издании я прочитала, что некоторые современные психологи не используют деления людей на экстравертов и интровертов, чтобы не навешивать на людей ярлыки. И в каждом человеке есть и те, и другие черты, но в разном соотношении. С возрастом, кстати, я стала менее интровертом: у меня нет проблем в общении в незнакомыми людьми, я комфортно чувствую себя в больших компаниях и вообще стала уверенным в себе человеком. Но всё это пришло вместе с жизненным опытом и в результате самовоспитания, самоанализа и преодоления трудностей.
Самое главное, о чем я хочу сказать, это о воспитании ребёнка-интроверта. Я понимаю, что моей маме было некогда задумываться, что за психотип у её дочери, и мне было от этого очень тяжело. Я всегда говорю о том, что ни за что не хотела бы вернуться в детство. Поэтому сейчас, когда у меня две дочери и старшая из них очень похоже на меня, я стараюсь избегать тех ошибок, которые невольно допускала моя мама, и беречь психику моих детей.
Есть несколько факторов, которые негативно повлияли на меня:
1. Музыкальная школа. Да, у меня были и есть музыкальные способности. Я никогда не хотела заниматься музыкой, но хорошо училась, потому что боялась расстроить маму и всегда добросовестно делаю то, за что взялась. Самый большой негатив вызывали у меня многочисленные концерты, на которых меня заставляли выступать. Я выходила на сцену в полуобморочном от страха состоянии. Ещё накануне я ничего не ела, от стресса испытывала боли в желудке (это моя особенность). Кроме этого, меня все время злило, что после школы мои одноклассники идут домой, друг к другу в гости, на мероприятия, а я - музыкальную школу. Отдельно стоит отметить постоянный стресс дома из-за проблемного отца (о чём я напишу отдельно). Не удивительно, что 5 лет насилия над собой привели к депрессии.
2. Равнение на других. Моя мама - человек советской закалки, дочь педагога, и поэтому главное в её, а затем и моей жизни слово надо. ПР её глубокому убеждению, ребёнка нужно воспитывать так, чтобы за него не было стыдно перед посторонними. Всем рулит общественное мнение, что касается особенностей ребёнка - не до мелочей, как говорится. Даже когда у меня уже у самой появились дети, мне всё время ставили в пример чужих, которые в свои 3 года уже и английский учат, и астрономией увлекаются, про танцы и плавание я вообще молчу! Когда я стала работать, мама постоянно спрашивала, когда у меня будет карьерный рост и я стану руководителем, не хочу ли я получить ещё одно образование - вон как мои подружки Юля и Маша, которые "очень молодцы." И так далее, бумаги не хватит для примеров.
3. Неподходящий вид деятельности. Нужно понимать, что ребёнок-интроверт очень плохо адаптируется к незнакомым людям и ситуациям. Ему нужно в этом всегда помогать, не надо стыдить его за стеснительность и страхи. Буквально недавно на пляже я наблюдала ситуацию, как девочки лет семи хотела купить кукурузу, но стеснялась сама подойти к продавцу. При этом мама громко упрекала её в этом, возмущалась, что ей уже столько лет, а она до сих пор не может сделать такие элементарные вещи. Для маленького интроверта это НЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ВЕЩИ. Ещё труднее становится, когда тебе в пример приводят твоего сверстники, который уже всё может и умеет, не то что ты...
К чему это всё? Да к тому, что все мы разные. Сейчас я смотрю на свою старшую дочь и стараюсь помогать ей лучше адаптироваться к окружающему миру. Дело не в том, что у неё есть какие-то проблемы - совсем нет. У ребёнка-интроверта есть свои особенности: это страхи перед неизвестным, гиперответственность и, как следствие, нервное напряжение, нелюбовь к шумным компаниям, отсутствие интереса к незнакомым людей, нежелание или неумение заводить новые контакты и т.д. Обо всем этом можно найти много информации, не буду углубляться. Всё вышесказанное совсем не значит, что я оберегаю дочь от реальности и создаю над ней купол. Наоборот, я помогаю ей преодолеть сложности, но использую другие методы. Мы много разговариваем, я делюсь своим опытом, объясняю, почему надо делать те или иные вещи, даже если не хочется. И я могу с радостью отметить, что она делает успехи: стала старостой класса, пошла на спортивную секцию, завела новых подруг.
Будьте внимательны к детям! Возможно, они нуждаются в вас больше, чем кажется.