Найти тему
Вперёд в прошлое!

Рассказ об азартном муже и о том, что счастье можно выиграть в карты

Конец XVIII - начало XIX. Нет, это был не скандал. Это был скандалище! Да такой, что гремел по всей России. Впрочем, обо всём по порядку.

Княжне Марии Григорьевне Вяземской было 17 лет, когда её выдали замуж за князя Александра Николаевича Голицына. Родители явно погнались за голицынскими капиталами. Но князь Александр был не лыком шит и своё состояние промотал сам, лично.

Как вы понимаете, любви там не было, да и быть не могло. Более того, в обществе шептались, что Голицын свою супругу поколачивал и регулярно взымал супружеский долг с коллекторской непосредственностью, то есть просто насиловал. А куда деваться, многие так живут. Многие, да не все, некоторым в жизни везёт. Повезло и Марии Григорьевне...

Портрет графини Марии Григорьевны Разумовской кисти Элизабет Виже-Лебрён (изображение из открытых источников)
Портрет графини Марии Григорьевны Разумовской кисти Элизабет Виже-Лебрён (изображение из открытых источников)

Как-то на балу она приглянулась светскому льву. Да не просто льву, а графу Льву Кирилловичу Разумовскому - сыну самого гетмана Кирилла Разумовского. И граф влюбился до беспамятства. А Разумовские привыкли решать свои проблемы кардинально.

Сначала Лев Кириллыч хотел жениться на вдове. Ну а чего, с такими связями на его дуэль точно глаза бы закрыли. Но узнав, что Голицын очень азартен, Разумовский решил обойтись без смертоубийства.

Они играли всю ночь. Голицын вытаращенными глазами наблюдал, как всё его имущество постепенно становится имуществом Льва Кирилловича. Разумовский довёл своего противника до исступленья. И когда князь перестал что-либо соображать, предложил: он ставит весь свой сегодняшний выигрыш против... жены Голицына. Александр Николаевич, конечно, потерял рассудок, но не до такой же степени. Как уж Разумовский его уговорил - одному Богу известно. Они снова сыграли, и Голицын... снова проиграл. Граф галантно раскланялся, забрав с собой свой главный выигрыш. Остальное он оставил раздавленному Голицыну.

Сказать, что свет был в шоке от случившегося, это не сказать ничего. Княгиню проиграли в карты! Как крепостную девку, как породистую сучку! Впрочем, уверен, Мария Григорьевна втайне скандалу была даже рада. Ей ни то, что умолять о разводе, ей даже просить его не пришлось. Офигевший от такого святотатства по отношению к священным узам брака, Синод развёл её в кратчайшие сроки. Лев Кириллович тут же обвенчался с возлюбленной.

Конечно, с молодожёнами случилось то, что с таким смаком позднее описал в "Анне Каренине" Лев Толстой. Им сочувствовали, но все двери перед ними были отныне закрыты. Однако счастливый своим выигрышем Разумовский изящно забил на эту ситуацию. В конце концов, кто кому больше нужен - свет ему или он свету? И свет постарался оперативно исправить досадное недоразумение.

Племянница Разумовского, Мария, и её муж, министр внутренних дел Виктор Кочубей, устроили маленькое семейное торжество, куда был приглашён сам государь император. Ну а какое семейное торжество без дядюшки Льва и его благоприобретённой супруги? А в это время московский главнокомандующий граф Гудович, женатый, кстати, на родной сестре Льва Кирилловича, уже поведал Александру I трогательную историю своего шурина. Появившись в доме Кочубеев, государь молча проследовал к Марии Григорьевне и пригласил её на танец, при всех назвав ГРАФИНЕЙ. Этого было достаточно, чтобы навсегда умолкли самые злые языки...

PS: Когда Разумовский умер, Мария Григорьевна так скорбела о своей утрате, что даже слегла. Тем не менее, она пережила супруга на 47 лет и умерла в 93 года.

PPS: А вот детей у супругов не было. Но в их семье вырос художник Ипполит Подчасский.

Читайте в этом цикле: