Не хотеть, чтобы нечто повторилось и бояться этого – разные вещи, и эту разницу важно понимать, если вы хотите побороть свой страх. Вот я, например, не боюсь голода и одиночества, потому что уже пережила их, но именно поэтому мне очень не хотелось бы их повторения.
Если вы чего-то не хотите, вы, как правило, хорошо знаете и понимаете, чего именно, и это знание заставляет вас всячески остерегаться этого повторения. Если вы боитесь, вы, вероятнее всего, не очень хорошо представляете, с чем именно вам придется иметь дело, и поэтому лучшим способом бороться со страхом является его максимальная рационализация и детальный разбор возможного.
Почему опасно и вредно романтизировать страшное? Не потому, что вы можете, таким образом, перестать боятся – вы, скорее всего, бояться не перестанете. Но вы можете захотеть, чтобы это страшное повторилось – потому что все самое страшное будет скрыто для вас вот этим кружевным покрывалом романтики.
А если захотите, то, соответственно, приложите определенные усилия к тому, чтобы этот повторилось, потому что именно желание и является самой могущественной движущей силой для осуществления чего-либо. Так объясняется механизм удивительного психического расстройства, при котором люди страшно чего-то боятся, но при этом продолжают добровольно погружаться в опасную ситуацию и не делают ничего, чтобы ее избежать.
Рациональное поведение – отчетливо формулировать для себя, чего вы хотите или не хотите, и действовать соответственно с этим. А если вы чего-то боитесь, пути может быть только два. Первый – в рационализацию этого страха, то есть, в конечном счете, в ту же ситуацию «хочу – не хочу» и соответствующие этим желаниям действия.
Второй путь – сделать свой страх максимально нерациональным, сконцентрировав свои желания только на том, чтобы страх ушел, и действовать в соответствии с этим желанием. Логическое звено «боитесь – значит, не хотите повторить» при этом выпадает. И получается, что вы не против повторения, а ваш иррациональный страх, вместо того, чтобы подвигать вас к избежанию опасности, побуждает вас к действиям, эту опасность усиливающим. Вот что-то примерное и происходит, в частности, если человек, окружающий себя всевозможными врачами и страшно боящийся смерти, всерьез угрожает миру самым разрушительным оружием.
Почему это происходит? Да – от незнания и непонимания самого себя, от неумения анализировать свои чувства, связывать воедино причины и следствия. Говорят, есть какие-то племена на островах в Тихом океане, где люди очень долго не связывали воедино связь мужчины и женщины, и последующее деторождение. Такое мировосприятие – остатки той самой архаичной этики, где человек ощущает себя лишь частью коллектива и носителем какой-то функции, но никак не личностью.
Да, увы – можно очень любить себя, одевать себя в хорошие вещи, кормить себя вкусными вещами, селить себя в роскошных домах, но быть не состоянии ни понять свои собственные страхи и желания, ни сформулировать их, ни адекватно претворить их в действия.