История строителя Великого Сибирского пути
Александр Васильевич Ливеровский — специалист, без знаний и навыков которого не смогли бы обойтись железные дороги России.
От выпускника с золотой медалью Кронштадтской гимназии до министра путей сообщения — путь Ливеровского был не прямой. Между ними лежали кандидатская с исследованием солнечного затмения и степень по астрономии. И только после исполнения воинской повинности, он решил получить ещё одно высшее образование: осуществить мечту детства и освоить профессию инженера путей сообщения.
Во время обучения его отправили в Челябинск, где началось строительство подхода к Транссибу — Западно-Сибирской железной дороги. Под руководством инженера Константина Михайловского молодой специалист забил первый костыль в дорогу, которой потом посвятил всю свою жизнь.
📌 Кругобайкальская железная дорога
При её строительстве пришлось столкнуться с трудностями — дорога пролегала через скальные склоны, озера, тоннели. Но это только закалило Ливеровского. Ему удалось найти решение всех проблем — придумать, как создать водный путь по озеру, откуда взять строительные материалы, которых не хватало. В конечном итоге он стал руководителем строительства 16 из 39 тоннелей на этом участке пути. И первым в России провёл сплошную электрификацию вверенной ему части дороги, что позволило вести строительство без перерывов. Заботился Александр и о своих работниках — провёл электричество в бараки при стройке.
📌 Амурский мост
Набравшись опыта при строительстве Кругобайкальской дороги, Ливеровский занялся проектированием будущего Великого Сибирского пути. Вскоре он получил должность начальника строительства Восточно-Амурской железной дороги. Завершающим этапом там стало возведение Амурского моста.
Под руководством Александра Васильевича работы велись с июня 1913 года. Хотя в срок мост сдать не удалось — помешала Первая мировая война — всё было готово уже в 1916 году. Амурский стал крупнейшим водным переходом в России, длина его составила 2,6 километра — настоящее "Амурское чудо".
В 1917 году Ливеровский стал министром путей сообщения, а с 1924 — ещё и преподавателем Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. В дальнейшем Александр Васильевич изучал вопросы строительства железных дорог в условиях вечной мерзлоты и участвовал в комиссии, которая занималась проектами Московского метрополитена. К концу жизни он стал обладателем множества наград и званий.
#ржд #железная дорога #ливеровский #Великий сибирский путь #история