Как не приобрести плохую книгу
Да, плохие книги существуют. В этом посте я даю советы, как не нарваться на дилетантски написанную книгу. Чек-лист состоит из 7 пунктов: возьми их и изучи.
1. Первое знакомство с книгой сродни свиданию
И очень важно, как пройдет это свидание. Присмотритесь к книге — не только к ее внешнему виду, но и к внутреннему, отметьте особенности, плюсы и минусы.
В идеале — вы видите, что книга и ее тема интересна, иллюстрации, текст нравятся вам и ребенку. Это зеленый флажок.
Но если в книге есть какая-то особенность, которая может не понравиться — например, сюжет как болото, вязкий, сырой, герои не раскрыты, нет завлекательных моментов, динамики — ставим красный флаг.
Лайфхак при выборе художки для детей: прочтите первые две главы, затем откройте книгу посередине, пролистайте до концовки. Понравилось свидание?
2. Книга не рассказывает о проблемах и их последствиях
Все в ней хорошо — милые пони, единороги, волки дружны с овечками, вообще все дружны, никаких проявлений индивидуальности. Как же ребенок может понять окружающий мир, если все так хорошо и герои одинаково милые, хорошие и не ссорятся? Это не соответствует действительности, а проблемы и их преодоление должны быть, пусть и не во всех книгах, но какие-то книги должны рассказывать о трудностях и создавать мостки «трудность — преодоление».
Спросить у родителей о чем-то ребенку не так легко (возраст почемучки уже давно пройден), да и боязно. Но ребенку важно понимать, что книга — это его друг и не только друг, но и помощник, который подскажет, как преодолеть трудности, что это выполнимо, а не трудно осуществимо.
Не бойтесь книг с проблемами (развод, редкие заболевания, дети-сироты, буллинг, экологическая опасность), но запомните: бывают книги, в которых житейские проблемы даны просто для галочки — таким книгам только красный флажок.
3. Книги-манипуляторы
Да-да, книга может быть манипулятором. Это когда на ее страницах написано что-то типа «как вы себя запустили, ваш ребенок не читает, вот сейчас мы быстренько все исправим».
Любое давление, запугивание — вы не можете обучить ребенка, что-то вы делаете не так, вы еще это не читали! — это и есть манипуляция. Тут не красный флаг нужен, тут бежать как можно дальше.
Издатели (скорее всего, не автор) могут начать манипуляции даже с обложки, например плашка «продано 40 миллионов экз.» и всякие лестные эпитеты, созданные для увеличения продаж, — это все манипуляция маркетологов издательства. Однако красный флажок тут не всегда уместен.