Найти тему
Русский сталкер

История России: шесть эпизодов необычной жизни крейсера Варяг, который трижды пытались потопить

Картина "Крейсер Варяг" Петр Мальцев
Картина "Крейсер Варяг" Петр Мальцев

В нашей стране, наверное, нет человека, которые не слышал бы истории крейсера "Варяг", героически погибшего в бою с японским флотом в феврале 1904 года. Однако вопреки популярному мнению на этом история героического корабля не закончилась, который чудом вернувшись с того света еще несколько десятилетий бороздил моря мирового океана.

Эпизод первый: рождение легенды

Надо сказать, что вся история крейсера «Варяг» полна удивительных для непосвященного человека подробностей и историй. Начать с того, что построено данное судно было не в России, как было бы логично предположить, а в Филадельфии на территории США. Верфь, на которой по договору с русским морским министерством американские корабельщики в 1898 году заложили крейсер, располагалась на реке Делавэр. Причем, если другой знаменитый крейсер «Аврора», своим выстрелом в одно мгновение изменивший ход мировой истории строился целых семь лет, то более технологически совершенный «Варяг» был спущен со стапелей всего через 20 месяцев после подписания контракта о его создании 19 октября 1899 года. Правда, в Америке был создан лишь корпус судно и машины, приводящие его в движение, в то время, как все вооружение «Крейсера», как и вся его ультра современная для тех лет начинка была произведена на Металлическом заводе Санкт-Петербурга, а также Обуховском заводе. Считается, что в конце XIX начале XX века в мире не было более мощного и технологичного военного судна. На его борту находилось рекордное количество приборов и иной аппаратуры, работавших на электричестве. Даже шлюпочные лебедки и тестомешалки на камбузе имели электрический привод. Абсолютно все служебные, технические помещения и посты охраны на судне были телефонизированы. Мебель на судне была исключительно металлическая, что существенно повышало выживаемость крейсера при пожаре во время боя. Сложно поверить, что подобное судно было произведено в последний год XIX века. Не удивительно, что на торжественный осмотр судна, после поднятия на нем Андреевского флага 2 января 1901 года, приехал лично Николай II с многочисленной свитой из военных и государственных чиновников.

Эпизод второй: правительственное турне

Несмотря на то, что судно предназначалось исключительно для военных целей, первое его плавание было сугубо мирным с целью продемонстрировать превосходство российского военного флота перед его западными конкурентами. Мало того в рекламную поездку на крейсере «Варяг» отправился сам государь император. Во время данного триумфального похода крейсер посетил Францию, Данию, Сингапур, Гонконг, Японию и Германию. В каждом порту крейсер ждал прием полный восхищения и неподдельного интереса иностранными специалистами устройства корабля. Последней стоянкой в первом плавании крейсера «Варяг» значился печально известный для русского флота «Порт-Артур», куда судно прибыло в конце зимы 1902 года. Именно в этом месте и начались удивительные приключения крейсера, который, как известно из популярной песни гордый и врагу не сдается.

Эпизод третий: торжественные проводы

Появление в рядах российского военно-морского флота крейсера «Варяг» по времени совпало с обострением взаимоотношений Российской Империи и Японии, что впоследствии, как известно, привело к войне. Японца в то время, как собственно и сегодня считали Дальний Восток сферой своих интересов, стараясь ослабить в данном регионе влияние России, а по возможности и вытеснить ее с данной территории. Кроме того Японии не нравилось и нарастающее влияние нашей страны в Китае и Корее с укреплением позиций Российской Империи в Тихом океане. Союзником милитаристской Японии в данном конфликте выступил самый агрессивный геополитический противник России – Великобритания. С ее помощью Токио сумело в кратчайшие сроки существенно модернизировать свою армию и флот. За несколько дней до начала Русско-Японской войны «Варяг» встал на рейде порта Чемульпо в Корее, планируя 25 января 1904 года забрать из Порт-Артура российского посла. Однако посланник отказался подниматься на борт крейсера, а сам «Варяг» был заперт в бухте японской эскадрой состоящей из 14 военных судов, включая броненосный крейсер «Осама». В случае боя помощь российскому крейсеру помощь могла оказать только канонерская лодка «Кореец» также оказавшаяся в бухте вместе с «Варягом». Тем не менее, война еще не была объявлена и японцы не могли атаковать русские суда. Желая устранить данную преграду, адмирал японского флота Уриу сообщил Всеволоду Рудневу, являвшегося капитаном «Варяга» о том, что страны вступили в войну. Дополнительно японский адмирал потребовал, чтобы два российских военных судна вышли из бухты и сдались. Если этого не будет сделано, Уриу обещал тут же уничтожить «Варяга» и «Корейца». Ответом адмиралу стал сигнал боевой тревоги, прозвучавший на российских судах. Примечательно, что за конфликтом между японцами и русскими у берега нейтрального города наблюдали члены команд итальянских, французских и английских кораблей также находившиеся у побережья Порт-Артура. Понимая, что российские моряки идут на верную смерть итальянцы включили из громкоговорителей гимн Российской империи, а капитаны французских и английских судов построили свои команды на палубах в честь уважения к русским морякам. В ответ на «Варяге» также включили гимны стран, приветствовавших их военных судов.

Эпизод четвертый: последний бой он трудный самый

Выйдя из бухты российские корабли, попытались прорвать блокаду, совершить двадцатимильный бросок и уйти от преследователей. Увы, сделать этого им не удалось. В 11-45 прозвучал оглушительный залп 8-ми дюймовых орудий крейсера «Осама», что было сигналом для русских о сдаче. Тем не менее «Варяг» и «Кореец» упрямо продолжали идти своим маршрутом. Тогда уже вся японская эскадра открыла огонь по двум русским кораблям. Первым же залпом японцев на «Варяге» была снесена дальномерная станция, а также разрушена штурманская боевая часть. Ответным огнем крейсер также нанес японцам существенный урон. Спустя тридцать минут неравного боя «Варяг» развернулся к врагу левым бортом, чтобы использовать его орудия. К сожалению, в этот момент японские снаряда перебили рулевые приводы судна, а также уничтожили оборудование рулевой рубки, чуть было, не погубив капитана «Варяга». В ходе боя Руднев получил тяжелую контузию. Тем не менее, орудия «Варяга» сумели в нескольких местах пробить обшивку японского крейсера, вызвав на нем сильный пожар. В это время в сражение вступила канонерская лодка «Кореец», однако оказать существенную помощь крейсеру она уже не могла. Понимая, что боезапас на исходе, выпустив в сторону японской эскадры 1105 снарядов капитан «Варяга решил предпринять попытку вернуться в порт. Однако с выведенным из строя рулевым управлением, давший сильный крен корабль под интенсивным обстрелом врага двигаться уже не мог. Вести дальнейший бой также не представлялось возможным. В сложившейся ситуации было принято единственное верное решение. «Варяг» - затопить, а «Корейца» взорвать, чтобы суда не достались врагу. С тяжелым сердцем в 15-30 9 февраля 1904 года команда крейсера открыла клапаны и кингстоны. Команды обоих судов на шлюпках эвакуировались на французские, итальянские и английские суда. Впрочем, с точки рения военной науки русские моряки одержали победу. Потери России составили крейсер и канонерская лодка, в то время как японцы лишились миноносца, четыре их крейсера нуждались в ремонте и участвовать в войне уже не могли.

Эпизод пятый – восстание из мертвых

На этом общеизвестная история крейсера «Варяг» заканчивается и начинается вторая, доступная лишь профессиональным историкам. Во-первых, вопреки распространенной версии команда крейсера не погибла в бою, а практически в полном составе была эвакуирована с места боевых действий. В японском плену также не оказался ни один из русских моряков принимавших участие в данном сражении. Через два месяца команды обоих судов торжественно с цветами и оркестром встречали в порту Одессы. Каждый из героических моряков был награжден Георгиевским крестом и личным подарком от Николая II. Во-вторых, сам крейсер «Варяг» также недолго числился в списках погибших. Расчетливые японцы быстро выяснили, что судно лежит близко от поверхности воды. Учитывая его уникальное боевое и военное оснащение, японцы 8 августа 1905 года подняли крейсер на поверхность и отремонтировали. При этом самое удивительное заключается в том, что уже в ноябре 1905 года крейсер «Варяг» сам дошел до берегов Японии, а в 1907 году под новым именем «Сойя» был зачислен в ряды военно-морского флота страны восходящего солнца.

Эпизод шестой – Долгий путь домой

Отлично понимая, что служба в военно-морских силах бывшего врага, одного из наиболее героических судов Российской империи недопустимо правительства нашей страны предприняло беспрецедентные усилия по выкупу судна у японцев и возвращению его домой. Переговоры прошли успешно и 21 марта 1916 года крейсер «Варяг» в сопровождении броненосцев «Полтава» и «Пересвет» вошел в бухту Владивостока. Крейсер ввели в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Но, к сожалению, долго прослужить на родине «Варяг» не смог, сказывалась сильная изношенность судна. В итоге было принято решение отправить крейсер на ремонт в английский Ливерпуль. Напрасно. В России произошла чреда революций, после которых страна отказалась платить по царским долгам. Поскольку стоимость «Варяга» составила около 300 000 фунтов стерлингов, легендарный крейсер Великобритания конфисковала. Причем, посчитав, что эксплуатация корабля не рентабельна, его было решено продать Германию как лом. Нечего и говорить, что более позорной гибели для героического судна и придумать было нельзя. К счастью данным планам англичан помещала сама судьба. Во время буксировки крейсера в Германию поднялся сильный шторм, и он затонул.