Найти в Дзене
С миру по нитке

Серена Уильямс покидает теннис так же, как она играла: на своих собственных условиях

Уильямс привнесла в теннис свой особый колорит, бросив вызов нормам, которые регулировали моду, власть, приличия, расу и пол. Будучи самой собой, Уильямс намного превзошла игру. Она — символ. Персона. Спортсменка, которая пошла далеко по стопам своей сестры-первопроходца и стала править закрытым, в основном белым видом спорта. Она отказывается останавливаться на достигнутом. Объявляя о своих планах уйти из тенниса, Серена Уильямс заявила во вторник, что она сосредоточит свою жизнь далеко за пределами спорта, вместо этого уделяя приоритетное внимание тому, чтобы быть матерью, модельером, венчурным капиталистом и многим другим. Она будет строить свое будущее так, как считает нужным. Ее заявление на обложке журнала Vogue, опубликованное во вторник, о том, что она оставит теннис после игры на Открытом чемпионате США в конце этого месяца, соответствовало той выдающейся фигуре, которой она стала. Легко забыть, что ее чемпионский путь, который включал в себя 23 титула на турнирах Большого шл

Уильямс привнесла в теннис свой особый колорит, бросив вызов нормам, которые регулировали моду, власть, приличия, расу и пол. Будучи самой собой, Уильямс намного превзошла игру.

Она — символ. Персона. Спортсменка, которая пошла далеко по стопам своей сестры-первопроходца и стала править закрытым, в основном белым видом спорта. Она отказывается останавливаться на достигнутом.

Объявляя о своих планах уйти из тенниса, Серена Уильямс заявила во вторник, что она сосредоточит свою жизнь далеко за пределами спорта, вместо этого уделяя приоритетное внимание тому, чтобы быть матерью, модельером, венчурным капиталистом и многим другим. Она будет строить свое будущее так, как считает нужным.

Ее заявление на обложке журнала Vogue, опубликованное во вторник, о том, что она оставит теннис после игры на Открытом чемпионате США в конце этого месяца, соответствовало той выдающейся фигуре, которой она стала.

Легко забыть, что ее чемпионский путь, который включал в себя 23 титула на турнирах Большого шлема в одиночном разряде, чуть уступая рекорду из 24, установленному Маргарет Корт, начался с победы на Открытом чемпионате США в 1999 году. В 17 лет Серена стала первой чернокожей теннисисткой со времен Артура Эша в 1975 году, выигравшей титул на турнирах Большого шлема в одиночном разряде, и первой чернокожей женщиной, одержавшей победу на турнирах Большого шлема со времен Алтеи Гибсон в 1958 году.

Попутно она показала миру невероятную силу разрушения границ и уничтожения норм. Статья в журнале Vogue, рассказ от первого лица, кажется очень символичной, даже если этого давно ждали, учитывая трудности Уильямс в последние годы. Она не сообщила эту новость ни в своем аккаунте в Instagram, ни на ESPN, ни на послематчевой пресс-конференции. Нет, Уильямс делает то, что хочет, когда хочет и так, как хочет.

-2

Уильямс стала олицетворением спортивного величия и — по крайней мере, на протяжении двух десятилетий — несла в себе стремление к гендерному и расовому равенству.

Эти новые поклонники и любители тенниса, которые годами следили за игрой, поддерживали ее, когда она испытывала трудности или оказывалась втянутой в споры из-за того, как яростно она иногда нарушала нормы приличия на корте.

Кто может забыть Открытый чемпионат США 2018 года, когда она яростно схлестнулась с главным судьей, который засчитал ей сначала очко, а затем всю игру в конце проигрыша Наоми Осаке? Весь спектр ее карьеры в теннисе — десятки головокружительных побед и порой мучительные неудачи — вплетается в гобелен, которым является Серена Уильямс.

Расу никогда нельзя сбрасывать со счетов, когда мы говорим о Серене или Винус Уильямс, старшей сестре, которая все это начала. Их чернокожесть, противопоставленные теннисному миру, где лишь немногие обладали похожим взглядом, казались ошеломляющими.

Эш и Гибсон были прекрасными игроками, которые иногда выигрывали. Янник Ноа, сын чернокожего отца-камерунца и белой матери смешанной расы, выиграл Открытый чемпионат Франции в 1983 году. Небольшое количество других чернокожих игроков, мужчин и женщин, оставили краткие, но важные следы в теннисе.

-3

Никто не лидировал в игре и не доминировал в ней с такой мощной последовательностью, как сестры Уильямс.

Серена добавила смелый вызов к этому начинанию, как с уверенностью предсказал их отец Ричард Уильямс, который даже, когда Винус впервые появилась на теннисной "сцене", сказал, что именно Серена станет лучшей в истории тенниса.

Ничто из того, что когда-либо делала Серена Уильямс, не ограничивалось традицией. Она бросила вызов статус-кво и играла со смесью последовательной, мощной силы и прикосновения к сетке, заряженной подачей на века и стальной волей боксера.

Другие играли в силовую игру до нее — Дженнифер Каприати, например. Но Уильямс подняла игру на новые высоты. Она вышла в финал Открытого чемпионата США 1999 года против Мартины Хингис, которая взлетела на вершину рейтинга, играя с изяществом и используя каждый угол, как предписывала старая гвардия. После того, как сила, скорость и выдержка Уильямс победили Хингис со счетом 6-3, 7-6, теннис уже никогда не был прежним.

Подумайте не только об игре Уильямс, но и о ее стиле — о том, как она вышла за рамки старых норм моды и внешнего вида, кодифицированных в теннисе с викторианской эпохи.

Уильямс предстала в полном виде, ее волосы были заплетены в косу или украшены бисером, а иногда и окрашены в блондинку. На корте она носила одежду всех цветов: синюю, красную, розовую, черную, коричневую. Она надевала заклепки, блестки и ботинки, замаскированные под теннисные туфли — или все было наоборот?

Она носила одежду, которая струилась и раскачивалась, или которая гордо демонстрировала ее живот и сильные плечи. Она сделала облегающий комбинезон модным на Открытом чемпионате США 2002 года и притчей во языцех на Открытом чемпионате Франции 2018 года.

“Я чувствую себя в нем воином, принцессой-воином”, - сказала Уильямс журналистам на Открытом чемпионате Франции, имея в виду фильм “Черная пантера”.

“Это своего рода мой способ быть супергероем”.

Серена на Ролан Гаррос в 2018 году в черном комбинезоне
Серена на Ролан Гаррос в 2018 году в черном комбинезоне

Конечно, замечание о ее моде может показаться поверхностным и излишним. Но не в этом контексте. Тела и мода чернокожих женщин часто подвергаются резкой критике, с которой белые женщины обычно не сталкиваются. Более того, теннис - одна из тех игр, связанных традицией исключения и единообразия. Уильямс все это взорвала.

Вот еще один способ, которым она перешагнула старые границы. Напомним, что Уильямс выиграла Открытый чемпионат Австралии 2017 года, когда была на втором месяце беременности. Она чуть не умерла при родах. Затем вспомните ее возвращение после рождения Алексис Олимпии. Она выйдет в финал еще четырех крупных чемпионатов.

Она проиграла их все. Но лучшие годы Уильямс прошли, рядом с ней был ребенок, а мир бизнеса манил к себе. А ее возвращение после беременности помогло привести к важному изменению правил в женском профессиональном теннисе — разрешить игрокам участвовать в турнирах на основе их рейтинга до беременности в течение трех лет после родов.

-5

Теперь Уильямс планирует завершить этот этап своей жизни после своего последнего матча на Открытом чемпионате США. Сейчас в её планах есть шанс завести второго ребенка. По ее словам, ее попытки шли вразрез с продолжением теннисной карьеры, и она отметила, что профессиональным спортсменам-мужчинам не приходится с этим мириться.

Похоже, это заключительный этап ее карьеры, но Уильямс нас ни в коем случае не должна удивлять. Я не был бы шокирован, если бы, возможно, со вторым ребенком, она снова появилась бы в профессиональном туре, даже для того, чтобы еще раз побывать в центре внимания спорта.

Если Серена Уильямс захочет, она это сделает.

Источник: The New York Times/Kurt Streeter