Достаточно редки случаи, когда я еду изучать усадебно-парковый ансамбль не из-за сохранившегося дворца или даже руин, а из-за хозпостроек. Навскидку могу назвать разве что Борисовщину да Ситцы, если считать браму хозпостройкой. Сегодняшние хозпостройки напоминают замок, а дворец сохранился лишь на фотографиях, что мне не помеха. Вперёд!
Поехал я туда на прямом автобусе Минск - Любча, который по состоянию на август 2022 года уже отменили. Жаль, удобный был автобус.
Цель сегодняшней поездки - усадьба Хрептовичей в Щорсах. Дворец не сохранился, поэтому сразу начну с исторической справки. Щорсы уже в 1471 году были указаны в Метрике ВКЛ как владение Хрептовичей. Оно находилось в их собственности вплоть до советской оккупации в 1939 году.
Строительство дворца связано с именем Иоахима Игнатия Литовора Хрептовича, канцлера Великого княжества Литовского с 1793 года.
Строительством ансамбля в стиле французского классицизма эпохи Людовика XV руководили итальянцы Джузеппе Сакко и Карло Спампани, а также француз Якуб Габриэль. В 1776 году строительство дворца, ставшего центром усадьбы, было закончено. В следующем году были достроены примыкающие к краям дворца флигели.
Имение росло и процветало до Первой мировой войны, когда дворец и флигели были почти полностью разрушены.
И в этом не было ничего удивительного, ведь линия фронта проходила как раз через эти места.
Небольшое послевоенное возрождение связано с именем Аполлинария Хрептович-Бутенева.
Он с 1935 по 1939 ремонтирует для проживания семьи уцелевшие после войны здания, в особенности бывшую библиотеку, которую превратил в жилой дом.
В 1939 всё имущество Хрептовичей было национализировано. После Второй мировой войны имение в Щорсах стало частью местного колхоза и кореличского племхоза.
В 1950-е дворец был разрушен до фундаментов: разобран на кирпичи для строительства ГРЭС и коровников.
От счастливого чёрно-белого прошлого возвращаемся в грустное цветное настоящее.
Схема усадебных построек есть на интерактивной карте выше. На всякий случай продублирую ещё раз.
В глаза бросаются сохранившиеся пилоны ограды, за ними можно разглядеть квадратную хозпостройку.
Напротив неё находятся остатки конюшен.
Если пройти чуть дальше можно обнаружить единственный сохранившийся флигель.
Дворец не пропал бесследно, от него сохранилась часть фундамента и подвалов, которые я с удовольствием отправился изучать.
Лето, жара, растения - вход в подвалы едва виднеется посреди густых зарослей.
К сожалению, внутри сохранилось не так много.
За подвалами сейчас находится стадион, но когда-то там был парк и вот такой красивый вид:
Изучение остатков дворца закончилось, и я направился осматривать лучшее из сохранившихся зданий: библиотеку. Удивительным оказалось то, что в советское время какой-то особо выдающийся гений заложил пространство между колоннами кирпичом.
Обхожу здание вокруг в поисках приветливо распахнутой двери.
На первом этаже, кроме крыльца, не было ничего интересного.
А вот на втором уже были некоторые интересные комнаты, в том числе выход на террасу.
Завершается дом чердаком.
Мой небольшой проход по второму этажу на видео:
И по чердаку:
Дальше по списку было квадратная хозпостройка.
Большинство помещений выглядели грязно-обитаемыми.
Последним объектом "жилой" части усадебного комплекса является расположенная на территории школы коптильня. Близко подходить не стал.
Следующая цель - хоздвор. Он был возведён во второй половине XIX века и выдержан в замковом стиле.
Внутри любопытный турист может осмотреть только голые кирпичные стены жилых домов, конюшен да коровников.
И такие же пустые башни.
А ведь когда-то был ого-го комплекс.
Дальше у меня было два пути. Первый их них - остаться в Щорсах и просто ждать два часа автобус до Минска (отправление из Щорс в 16:01). Второй - бегом рвануть в усадьбу, находящуюся в 8 километрах от хоздвора, чтобы потом пробежать ещё 8 километров до Корелич и сесть в автобус там (отправление из Корелич в 16:30). Я рискнул! Ради неё:
Информации о ней крайне мало. Я выяснил, что земля эта тоже принадлежала Хрептовичам, но без уточнения, кому именно. Захожу внутрь.
Правая и левая части здания.
Под бывшей лестницей находится спуск в самый загаженный подвал, который я когда-либо видел.
После этого я бегом двинулся в сторону деревни Кальчичи, чтобы выйти на дорогу до Корелич. Почти у самого города я поймал такси, которое за 2 рубля подвезло прямо до автовокзала. И знаете что? Там стоял автобус до Минска! Риск полностью окупился.
Спасибо за внимание и до встречи в следующих отчётиках!