От бесстрастного гуманиста-наблюдателя к кровавому гуманисту-вершителю
Объем: 184 страницы
Часто Писатели-фантасты и фэнтезийщики, желая создать атмосферную историю о благородных рыцарях и прекрасных дамах, не отягощающих себя ношением нижнего белья и годами не принимающих душ, отправляли Героев в наше незамысловатое европейское средневековье. Братья Стругацкие, дабы не сковывать себя рамками исторической достоверности и создать максимально приближенную аллюзию на перекошенного метиса СССР и нацистской Германии, засылают своих Персонажей на другую планету, где такое же как мы человечество с наслаждением тонет в собственной «серости» на пути к миру, дружбе и жвачке.
Именно в это «детство» цивилизации отправляются условные «взрослые», чтобы понаблюдать со стороны за пороками своего вида, которые на Земле давным-давно изжиты (в СССР уж точно, родной язык Героев — русский). Румата таки и вообще комплектует из угнетенных начитанных дикарей межгалактический аналог «философского парохода», чтобы сохранить культурную прослойку для создания гипотетического гуманистического будущего, а некоторым особенно симпатичным дикаркам обещает жизнь в раю и прочие плюшки из соседней солнечной системы (вопрос о том, насколько этично для ученого спать с исследуемым объектом, Стругацкие деликатно обходят стороной).
Повесть начинается с описания эпизода из детства Героя, после которого остается больше вопросов, чем ответов, затем мы попадаем в Арканар, где Антону уже 35, но взрослой книга от этого временного скачка не становится. Вопросы (безусловно, важные,) поднимаемые в тексте, настолько однозначные, а Авторы дают столь узкие оценки героям и событиям, что возникает ощущение, что все это задумывалось для подростков, и, у меня сложилось стойкое впечатление, что так оно и было.
Заря человечества, как из Наблюдателя не превратиться в Наблюдаемого
Мое позднее знакомство со Стругацкими началось с «Пикника на обочине», и я осталась в восторге от этой многогранной, глубокой, мрачной истории. В «Трудно быть богом» тоже есть прекрасная оригинальная задумка, имеющая шикарный философский потенциал, но Авторы не стремятся его развивать, а сосредотачиваются на действии, от наивности которого тянет в сон. Если король глуп — то глуп, как пробка. Если советник коварен — то коварен чертовски. Если девушка чиста и благородна — ну вы поняли. Так что не удивительно, что в палитре, где смешаны черно-белые персонажи, рождается повесть о сером движении — простейшее смешение красок. Урок ИЗО 1 класс.
«Иногда он думал, как здорово было бы, если бы с планеты исчезли все люди старше 10 лет», - размышляет Румата о своей целевой аудитории. Кстати, такая книга уже написана, и называется она «Повелитель мух». Происходит там примерно то же, что и в «ТББ».
«В концертах и состязаниях поэтов прошлых времён они более всего ценили антракты»
«Некоторое уныние вызывало у гвардейский офицеров исчезновение художников, среди которых были мастера изображать обнаженную натуру», - рассказывают Стругацкие об интересах населения Арканара. Начало повествования просто пропитано презрением к пустоголовому большинству, которое Румата и не планирует спасать. Его цель — избранный кружок лиц (ученых, писателей, философов), прочие же невинные жертвы тоталитарного государства и бесчинств то жестоких аристократов, то религиозных фанатиков, должны выложить своими костями ступеньки в светлое будущее. Ну то есть это вполне обоснованные потери. Вот такой вот продуманский гуманизм будущего.
В противовес этой псевдо гуманистической позиции невмешательства, Румата к концу повести признает, что непротивление есть соучастие, и берет в руки меч, из стороннего наблюдателя за «личинками» человека, превращаясь фактически в предводителя восстания, смешиваясь с угнетенным народом с другой планеты через кровь и активное противодействие несправедливости.
«Вдруг с ужасом ловим себя на мысли, что любили не человека, а только коммунара, землянина рваного нам», - рассуждает Антон, проходя путь от гуманиста мнимого (ученого, желающего прогресса), к истинному гуманисту, этот прогресс творящего, иногда ценой собственной жизни и благополучия, потому что невозможно считать себя Человеком, бесстрастно фиксируя страдания Другого.
Классная задумка, правда? Но только в обосновании этой гуманистической человеколюбивой концепции мы видим, что угодно (бои, попойки, казни — типичная начинка для средневекового фэнтези), кроме психологической трансформации Героя.
«Братья мои, - подумал Румата, - я ваш. Мы плоть от плоти вашей», - вот он Историк в удобных труселях, а вот уже Иисус Христос с кулаками (а добро, ясно дело, должно быть с кулаками). И эта идея перевернутого гуманизма, когда убийца оказывается гуманнее наблюдателя, сама по себе офигительна, но даже для такой короткой повести одной никак не обоснованной удачной идеи как-то маловато.
Трудно быть Человеком
И огромное, по моему мнению, упущение состоит в отсутствии информации о Земле. В какую точку морального процветания пришли земляне, с удовольствием потоптавшись на всех граблях цивилизационного развития? Стоит ли так страдать, ради уготованного «светлого будущего»? И наблюдал ли кто-нибудь за нами, как мы сейчас наблюдаем за Арканаром (Большой Брат и Око Саурона всегда где-то рядом)?
Из-за однобокости подачи, история выглядит картонно. Истины кажутся банальными, да и являются таковыми, и даже наконец-то появившиеся под занавес диалоги, не вытягивают похождения Руматы ко двору к самым красивым женщинам королевства, вызывающим у Героя стойкое отвращение. Фантастика да и только.
По итогу, повесть «Трудно быть богом» меня не впечатлила. Брала и откладывала. «Пикник» в свое время прочитала в один заход, поэтому однозначного отношения к творчеству братьев Стругацких не имею. Хотя социальные вопросы, поднятые в «ТББ» в 60-ых и давно устаревшие, в наше время снова, увы, актуальны, как и никогда. Не буду уточнять, точите ли вы меч или всё ещё наблюдаете. В любом случае, финал довольно предсказуем.
PS: Не могу не напомнить, что монохромность — качество замкнутого мира. Полярные понятия с однозначными оценками могут быть верными только в точных науках (и то не всегда). А нам, как художникам, доступны разные краски (даже если ваш телек выдает только черно-белую картинку реальности). Не выбирайте из двух, предложенных кем-то одинаково плохих вариантов, формируйте жизнь самостоятельно, основывая свои действия на данных из разных источников — и это будет колоссальным шагом в сторону адекватного гуманизма, о котором мечтали братья Стругацкие.
Приятного чтения!
Все рецензии в удобной для Вас соц сети: ВКонтакте!
#литература #стругацкие трудно быть богом #русская фантастика #саморазвитие #фантастика #литературный блог #рецензии на книги #тбб #русская книга