Казалось бы, любая сказка – это выдумка, народная фантазия. Но, только не в русской традиции, ведь любой персонаж в ней олицетворяет силы природы, небесные тела.
Именно так детям начальной школы в 19 веке объясняли смыслы и образы в народных сказках. Барсов Алексей Васильевич создал методику русского языка, где в том числе объяснил значение сказочных образов.
Главным и излюбленным героем всегда было солнце. Оно приносит плодородие, всех кормит – дает даровой хлеб, согревает. Для крестьянина небесное светило – это вся окружающая жизнь. Если б его не стало, то наступила бы холодная мгла и ничего больше.
Отсюда, полюбившиеся народом солнечные праздники. Один из них – это колядование накануне Рождества Христова.
Молясь о хлебе, приносили в избу снопы, рассыпали зерна, появился обычай в сочевник (сочельник) есть кутью. Прося солнце об обилии древесных плодов, приносили в избу дерево-елку и обвешивали ее плодами, в сочевник готовили взвар или узвар.
Солнце, появляясь, отворяет небесные двери, в которые каждый может заглянуть и узнать свою судьбу, отсюда обычай гадать на святках.
Вообще, по верованию народа, зима бывает оттого, что солнце или весна, или громовник попадается в плен к Кощею, морскому Царю, подземному Оху, или какому-нибудь иному чудовищу.
Но вот, в декабре наступает поворот солнца, т.е. зимнее солнцестояние, день начинает прибывать.
В народном образе солнце спасается из плена, а спасаясь от преследования, оно превращается в разных животных.
Например, в сказке «Хитрая наука» молодец, спасаясь от Оха бежит по полю собакой, летит по воздуху лебедем, опускается в воду ершом. Понятно, почему так сказка названа: такая хитрость-мудрость называлась чародейством. Так вот в этом чародействе представлен ход солнца по небосклону: поднимается из–под земли, движется по небу и закатывается за горизонт. Также, в образе солнца часто выступает конь. Именно в коня оборачивается молодец, прежде, чем его заберет подземный Ох.
Подражая действиям солнца, народ радуется, празднует и все эти перевоплощения в животных нашли отражение в традиции наряжаться животными. Так появились Святки и святочные переряживанья.
Перед началом весны был еще один праздник, близкий к Масленице. В сани клали колесо, изображающее солнце, а на колесо сажали соломенного идола, изображающего зиму (вероятно, зимергл или симергл, семаргл). Его обмазывали сметаной и маслом (так сказать, последняя жертва зиме) и возили по деревне. Потом идола сжигали в знак того, что зима прошла. Видимо, поэтому Семаргла посчитали богом огня.
Конечно, это был солнечный праздник, ведь событие происходило на дни весеннего равноденствия и считалось началом нового лета (Новолетие, новый год). По мнению Вс.Ф. Миллера и Б.А. Рыбакова празднование нового года и проводы зимы оказались вытеснены с 22—24 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста, во время которого веселье считалось недопустимым.
После долгой борьбы весны с зимою, тепло одолевает, устанавливается мир, порядок и лад. После Пасхи, народ собирался на «красную горку» (т.е., красивую, покрытою зеленью).
Сказка часто заканчивается свадебным пиром, а это не что иное, как весна. Весной солнце празднует свою свадьбу, потому покровительствует браку. По традиции на «Красной горке» происходил выбор невест.
Например, в сказках про Ивана-царевича на брачном пире он, сын царя (Дид-Ладо), женится на царь-девице, т.е. на солнце. Так было и в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая».
Гостей, как правило, угощает скатерть-самобранка, т.е. природа дает готовую пищу, она все производит, а потому начинались посевы, т.к. солнце покровительствует еще и плодородию.
Этот период обрисовывает народная песня «А мы просо сеяли, сеяли…».
Одни в ней хвалятся тем, что посеяли просо; другие хотят вытоптать просо, выпустив на посевы коней; первые опять хвалятся изловить коней шелковым неводом; тогда вторые дают девицу, как выкуп за коней, вследствие чего устанавливается примирение, согласие, лад.
Этот лад устанавливается божеством Дид-Ладо (дед-Ладо). Он дает всему направление, он есть сама природа.
Интересно, что в чуть более раннем издании Смирдина Михаила "Песни русского народа", 1859 года о Дид-Ладо нет ни строчки и использованы слова "в чистом поле". Как-то так...
Барсов отмечал, что в русских народных сказках часто использовались безличные предложения. Что это значит?
В сказках всегда говорится о явлениях природы, но те, кто производит эти действия имеют множество лиц. Например, зима предстает в образе Кощея, подземного или морского Царя и т.д. Отсюда, в сказках главное не подлежащее, а сказуемое.
Не «старуха захотела отдать сына», а «старухе захотелось отдать сына» (сказка «Хитрая наука»).
Как говорится, человек красен делами. Или красна изба углами, а жизнь человека делами. А может, делу время – потехе час. Много таких поговорок у нас.
Русский язык и его наречия: великороссийский, малороссийский, белорусский и т.д.
Значение слова Азия по Новому Завету.
#сказки #природа #царевич #солнце #явления природы #народные праздники #народные сказки #фольклор #русские традиции