Найти тему
MisSova

Жестокие или справедливые? В чем смысл мизантропии свиты Воланда

Оглавление

«Жестокое и глупое» - можно ли так охарактеризовать роман «Мастер и Маргарита»? Если вспомнить московские главы, то, наверное, да: то, как разделывались Воланд и его свита со всеми, кто встречался на их пути, не оставляет сомнений в жестокости этих поступков.

Несколько сюрреалистичные сцены, наверное, можно назвать глупыми. И если подростки смотрят на многие вещи спокойно (а в школе его проходят в 15-16 лет), то взрослые многое воспринимают более негативно. Собственно об этом мне и написали недавно читатели моего канала.

Так зачем Булгаков добавил московские главы так много мизантропных сцен?

Немного об авторе

Роман "Мастер и Маргарита" для Булгакова является "закатным". Так называют произведения, которые автор пишет последним. Причем к ним относятся те тексты, которые как бы воплощают весь жизненный и творческий опыт писателя.

И хоть сейчас это покажется странным, ведь все мы читали его в школе, роман долгое время не публиковали, а сам автор был запрещен.

Вообще у Булгакова в плане творческого пути очень интересная и сложная судьба: его публикации то разрешали, то внезапно запрещали, на его квартире происходили обыски и изъятие рукописей.

Это все привело к тому, что однажды ему просто стало не на что жить. Тогда он написал открытое письмо Сталину с просьбой либо дать ему работу, либо позволить уехать за границу.

Работу Михаилу Афанасьевичу дали, вот только произведения его "заворачивали": даже зная, что текст его хорош, получая слова одобрения от людей, прочитавших его произведения, Булгаков понимал: на сцену пьесы не пойдут, не разрешат в последний момент.

Так оно и происходило. Ведь он был из писателей-интеллигентов - тех, кто не принимал, не хвалил последствия революции.

Мастер и Маргарита

Собственно, московские главы романа "Мастер и Маргарита" как раз об этом.

Сам Мастер стал символом, образом всех творческих людей, которым не давала реализоваться эпоха. В то время как ему противостоят люди, мягко говоря, "приземленные".

Только посмотрите на литераторов, которых больше волнует то, кому достанется путевка, а кому - дача, чем здоровье и жизнь редактора. Только посмотрите на писателей, которые мало читают, но много пишут.

Мир булгаковской Москвы очень похож на мир самого Булгакова: пробиваются не таланты, а те, кто смог вовремя накляузничать и урвать.

Этот мир он обличает. И на этот мир приходит сила, которая творит не столько зло, сколько справедливость: каждый из героев после встречи с Воландом и его свитой получает по заслугам. И каждый наказан после того, как совершит преступление.

В этом плане хоть роман и фантасмагоричен, утрирован, но все же достаточно идеен: Кесарю - кесарево. Жестокость не в поступках свиты, но в эпохе, людях. Не зря же Воланд говорит, что "люди как люди, только квартирный вопрос их испортил".

Каждый получает то, что дал другим, что заслужил.

Эта логика прослеживается до самого конца, в ней смысл финала романа, когда исстрадавшийся Мастер, как и его Маргарита, в конечном итоге получают не рай, но покой.

А вы считаете роман жестоким? Какой поступок свиты Воланда вас пугает больше всего?