Предыдущую статью «Как меня удивил Дэвид Линч. Часть 15. В клубе «Silencio» и после него» я закончил на том, что после возвращения из клуба «Silencio», где Бетти обнаружила какую-то синюю коробочку, Рита достает из шкафа шляпную коробку, куда она положила свою сумочку, и кладет её на кровать. Бетти оставляет там же синюю коробочку. Дальше сюжет в изначальном сценарии и фильме несколько расходится.
По сценарию Бетти спрашивает у Риты, что она делает. Она садится на соседнюю кровать. Рита открывает коробку и достает свою сумочку. Она вытаскивает деньги. Она сидит на кровати, глядя пристально на деньги, она думает, что сказать.
Наконец, она говорит: «You've been so good to me ... now we know why ... why I was so afraid. We know what kind of trouble I'm in. I shouldn't... ask you... I only have this to offer. I'll give you this if I can stay here for a while. I don't know what else to do – Ты была так добра ко мне… сейчас мы знаем почему… потому что я была напугана. Мы знаем, в какой неприятности я нахожусь. Мне не стоит… просить тебя… я только хочу предложить тебе это, если я смогу остаться здесь еще на какое-то время».
Бетти говорит, что она хочет, чтобы Рита осталась и ей не надо денег. Она добавляет, что : «We shouldn't touch that money. We don't know about that money. That might be dangerous money. You have to start all over again. You look like a brand new person and you can be a brand new person... whoever you want to be. – Мы не должны прикасаться к этим деньгам. Мы ничего не знаем об этих деньгах. Это могут быть опасные деньги. Ты должна начать всё сначала. Ты выглядишь как совершенно новый человек и ты можешь быть совершенно новым человеком… кем бы ты хотела быть».
Рита замечает, что это звучит красиво, быть новым человеком. Бетти предлагает ей, как новому человеку, познакомиться с Голливудом и приглашает её в сад на крыше дома.
Они пересекают двор и подходят к каменным ступеням под навесом, увитым плющом. Они поднимаются по этим ступеням и скоро мы видим их улыбающиеся, обдуваемые ветром лица на экране, когда они смотрят на то, что окружает их. А перед ними огни Голливуда, силуэты пальм, подсветка прожекторов и плывущая над всем этим гигантская надпись «HOLLYWOOD».
«Вот я и в Голливуде, - говорит Бетти. – Меня зовут Бетти». Она предлагает сделать то же Рите. Та повторяет: «Вот я и в Голливуде. Меня зовут… Рита». Они смотрят, может быть, надеясь получить ответ от ветра, дующего в Санта-Анна.
Дальше сценарий и фильм сходятся на том, что Бетти исчезает. В сценарии – на крыше дома, в фильме – после того, как Рита достает шляпную коробку из шкафа и кладет её на кровать, она обращается к Бетти, но нигде не находит её. Даже снова переходит на испанский, испугавшись: «Donde estas? – Где ты?»
Потом она возвращается к своей сумочке. Достает из неё синий ключ с треугольным сечением, смотрит на синюю коробочку с таким же отверстием и понимает, что ключ может открыть эту коробочку.
Она колеблется, затем открывает коробочку ключом и заглядывает внутрь коробочки. Доигралась девочка, открыла ящик Пандоры. Темнота внутри коробки втягивает Риту подобно «черной дыре». Она исчезает. Пустая коробочка падает на ковер на полу.
Из соседней комнаты заходит Рут, привлеченная шумом падающей коробочки. Никого не находит и уходит обратно. Коробочки на полу тоже нет.
И тут кончается (хотел бы добавить из Пастернака: «искусство и дышит почва и судьба») реалистическая часть фильма, временами триллер, временами хоррор, а иногда, на мой взгляд, чёрная комедия или комедия абсурда, и начинается фантасмагорическая часть фильма, с большей долей абсурда и чёрного юмора.
Подобно тому, как чёрная дыра, втягивая в себя тела, преобразует их в нечто неузнаваемое (так, что мы даже не можем себе это представить), так эта символическая синяя коробочка, нечто вроде ящика Пандоры, втягивает в себя ситуацию, преобразуя её, меняя местами героев и их жизненную ситуацию.
Именно с этого момента фанаты творчества Дэвида Линча, не понимая, что происходит с героями, начинают возвращаться к началу фильма, пересматривать отдельные фрагменты. Они пытаются найти символические знаки, жесты, слова, которые они, может быть, пропустили и которые помогут им понять метаморфозу, происходящую с героями.
Чтобы сосредоточиться на дальнейшем ходе событий нужно время, поэтому продолжим завтра, с новыми силами, в статье «Как меня удивил Дэвид Линч. Часть 17. Всё меняется».
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов.
Лайки и комментарии способствуют развитию канала.
#дэвидлинч #малхолланддрайв #кино #американскоекино