Найти тему

Первый полет над Царицыным

Об одной исторической загадке или "во всём виноват Илиодор"

Казалось бы, в истории Царицына начала ХХ века почти нет белых пятен: создание Свято-Духова монастыря, пуск трамвая, открытие Александро-Невского собора и т. д. Важной датой в жизни города стал первый полёт самолёта над Царицыном. Из года в год, из статьи в статью ходила дата 11 сентября 1911 года, но... она неверна. При работе с историческими источниками была установлена точная цифра!

Верная дата - 4 сентября (по старому стилю) 1911 года.

Проведённое исследование показало, почему возникла такая путаница. Во всём виноват Илиодор.

Однако давайте по порядку.

Планы о полёте аэроплана над Царицыным были и чуть раньше, но их осуществлению помешала трагедия.

В августе 1911 года в Царицын отправился недавно окончивший гатчинскую школу авиации поручик Мстислав Золотухин. Промежуточной остановкой у него оказался Елец, где поручика уговорили также совершить полёт. 16 августа, всего через неделю после экзамена на звание пилота, авиатор разбился во время проведения полёта, задавленный упавшим самолётом "Блерио". Золотухин стал, как писали газеты, пятой жертвой русской авиации.

Трогательно и символично, что в итоге полёт над Царицыным осуществил Александр Васильев, под руководством которого Золотухин занимался в Гатчине. В память о погибшем ученике над Царицыном полетел учитель!

Авиатор Васильев
Авиатор Васильев

Васильев давал полёты неподалёку (в том же Саратове) и был приглашён в Царицын на ближайшие выходные. Вот тут как раз и появляется в нашем повествовании скандальный царицынский иеромонах Илиодор.

На воскресенье, 4 сентября, было назначено открытие мощей святителя Иоасафа, и батюшка потребовал отменить полёт, вот так подчёркивая его неуместность в такой день:

"Вот посмотрите, - говорил Илиодор, - они сегодня на Никольской площади будут смотреть, как полетит (г. Васильев). Этим они проявят свое идолопоклонство: они, как язычники, обращают внимание на временное, скоропреходящее... На этой площади будут почти все ложно-образованные люди, слуги сатаны. Если кто из вас (грозит рукою) променяет временное на вечное, тот достоин наказания "слуга сатаны".

Не позорьте себя! Не ходите туда (на Никольскую площадь)! Следуйте за крестным ходом!

У Вознесенской церкви иер. Илиодор произнес громовую речь по поводу полета на Никольской площади, сказав, что это "пакостное" зрелище устраивается самим сатаною, что "забава эта противна законам природы, не согласна с волею Промыслителя вселенной, отдавшего водную стихию рыбам, воздух птицам и лишь землю человеку".

- Это нарушение законов Творца. Смотрите, как Он карает тех, кто нарушает его законы! Сколько из этих нарушителей Божия закона поплатилось жизнью, разбилось о землю при падении с небесной выси!

Это дело сатанинское потому, что всякие воздушные шары и аэропланы выдумываются и изобретаются для того, чтобы как можно более вредить людям, перевозить снаряды и убивать людей.

"Это сатанинское дело, а ему рукоплещут!"

Послав в заключение упрек устраивающим подобного рода зрелища, равно как и цирковые, развивающие в народе кровожадные инстинкты, иер. Илиодор именем Бога заклинал "на это зрелище" не идти.

- Не пойдем, не пойдем!- загудело в ответ".

Илиодор
Илиодор

Возможно, никто из этой толпы илиодоровцев действительно не пошёл на Никольскую, а, может, кто-то тайно и нарушил указание батюшки, пробравшись на балконы, дабы посмотреть на сверхъестественное зрелище! Как бы то ни было площадь у церкви 4 сентября была переполнена людьми!

Чтобы вы прочувствовали атмосферу того дня, просто процитируем "Царицынский вестник" от 6 сентября 1911 года:

"Вместо нескольких полетов, как было обещано в афишах, Васильев совершил только один полет, сделав над Никольской площадью два круга, держась при этом очень невысоко над землей.

Причина - дикость, некультурность нашей царицынской публики, никак не хотевшей очистить место, необходимое для разбега аэроплана и его спуска.

Вероятно, виновато также отчасти и позднее время: полет начался почти в 7 час., когда уже стемнело.

К 5 ½ час. вечера, улицы, ведущие на Никольскую площадь, были запружены народом. На самую площадь допускались только немногие счастливцы, запасшиеся билетами. Впрочем, кроме платной публики сквозь оцепление пробрались и любители "дармовщинки". Мальчишки тучами перебегали с места на место. Было много представителей с Вор и Сибирь-горы, которые, главным образом, и нарушали порядок.

Крыши соседних домов, балконы, церковная ограда - были усыпаны зрителями.

Вот вывели на площадь аэроплан. Он пока без крыльев, которые привинчиваются к нему механиком перед самым полетом.

Небольшая, прямо игрушечная машина, крайне несложного устройства. Даже не верится, что на такой игрушке можно подняться на воздух, можно пролететь несколько сот верст из Петербурга в Москву, в течение каких-нибудь 8 часов!

С полчаса привинчиваются к аэроплану крылья. Механикам помогает сам Васильев, облачившийся в авиаторский костюм, немного смешной, напоминающий покроем костюм клоуна.

Васильев - худощав, невысокого роста, подвижной и веселый.

Вот аэроплан готов для полета. Но полчаса прошло еще, пока полиции и казакам удалось очистить небольшое сравнительно пространство, необходимое для разбега аэроплана.

Пришлось самому авиатору и его механикам надрывать горло, уговаривая толпу.

Вот зажужжал винт пропеллера.

Толпа замерла.

- Сейчас полетит!- промелькнуло у каждого в голове.

Но нет: это только проба двигателя.

Проходит еще несколько томительных минут.

Напряжение толпы достигает наивысшей точки. Второй раз зажужжал пропеллер, аэроплан вырвался из рук державших его механиков, скользнул несколько сажень по земле и - о чудо! - плавно приподнялся в воздух!

Все мы читали про полеты, видели их на экране синематографа, но увидеть полет в действительности, "наяву", убедиться воочию, что невозможное стало возможным, что человек, этот раб земли, рожденный ползать по ней - летает, что мечта, сказка воплотилась в действительность - какой это торжественный, потрясающий, непередаваемый момент.

И не удивительно, что обуревавшие толпу чувства вылились в бурных аплодисментах и криках: "Браво! Бис!"

Продолговатый, изящный, ажурный аэроплан с его широкими распростертыми крыльями, с жужжанием мотора, удивительно напоминает стрекозу.

В воздухе он слегка колеблется и сердце сжимается при мысли, что вот одно неверное движение, какая-нибудь лопнувшая проволока, порыв ветра - и может случиться кровавая катастрофа. А главная - мечта о победе воздушной стихии - разлетится, как дым...

Поднявшись над крышами соседних домов, авиатор сделал над площадью два круга и начал плавно спускаться на доморощенный аэродром, колеса аэроплана коснулись земли, потом опять отделились от нее и опять коснулись. Аэроплан несется стрелой на толпу.

Сердце замирает и невольный крик ужаса готов вылететь из груди. Кажется, катастрофа неминуема. Неужели повторится несчастье, разразившееся не так давно во Франции при полетах в Исси-ле-Мулино, где был убит министр и ранен другой?

Но, нет: аэроплан останавливается на расстоянии какого-нибудь шага перед стеной живых людей, должно быть тоже растерявшейся и не тронувшейся с места.

Толпа лавиной ринулась к месту, где остановился аэроплан. Тщетно казаки оттесняют ее, направляя своих лошадей против стремительного людского потока. Лошади взвиваются на дыбы, пятятся назад, а между ними, не страшась быть раздавленными, пробегают любопытные, охваченные жаждой посмотреть поближе на чудесную машину и на человека-птицу, победившую воздух.

Очистить второй раз площадку для "аэродрома" не удалось. Аэроплан разбирают, снимают крылья, а остов вкатывают во двор мельницы Гергардта.

Толпа долго не покидает площади.

Наконец, соседние улицы всасывают ее в себя и площадь пустеет".

А теперь о решении исторического ребуса с неправильной датой.

Путаница, видимо, появилась потому, что в общедоступном "Саратовском вестнике" за 6 сентября 1911 г., которым прежде пользовались исследователи, действительно есть цитата "что Илиодор обратился к царицынской администрации с требованием запретить полет авиатора Васильева, назначенный здесь на воскресенье". Следующее воскресенье после 6 сентября - 11, поэтому данная дата и стала кочевать из статьи в статью. Однако теперь очевидно, что это просто запоздавшая перепечатка. К тому времени полёт уже состоялся. Вот так поздно опубликованное в газете требование Илиодора стало причиной путаницы.

Ещё одна историческая неточность устранена!

Итак, на вопрос: когда же произошло первое появление самолёта в небе над будущим городом лётчиков, правильный ответ – 4 (17) сентября 1911 г. Точное знание – всегда лучше неточного! Согласитесь.

Олег Швыдкий, специалист Музея-заповедника "Сталинградская битва", автор книги "Царицын в Мировую войну 1914-1917"