Найти тему
ИНОСМИ

Дневник: без газа европейская солидарность может подвести

  © AP Photo / Bela Szandelszky
© AP Photo / Bela Szandelszky

В ЕС договорились о том, как будут смягчать последствия нехватки газа из России, пишет "Дневник". Сделать это будет сложно, а предлагаемые механизмы станут самым большим вызовом принципу европейской солидарности.

Петар Карабоев

Вот уже несколько месяцев Болгария обходится без поставок газа из России после того, как отказалась выполнить одностороннее требование президента Владимира Путина об оплате в рублях. Резкое сокращение поставок и перспектива войти в зимний сезон с незаполненными газохранилищами не обошли и страны, чьи компании продолжили торговать с "Газпромом". 27 стран-членов Союза (за исключением Венгрии и Польши) договорились, как смягчить последствия и подготовиться к полному газовому эмбарго.

Это будет сложно, но есть ли у Европы достаточно хорошие механизмы для предстоящего, пожалуй, самого большого вызова принципу солидарности? Удастся ли Кремлю дестабилизировать Европу с помощью энергетического рэкета?

За несколько недель до начала отопительного сезона ситуация выглядит тревожной, но не апокалиптической. Пришли к выводу, что самым сложным может быть 2023 год, когда весной газовые хранилища опустеют, а стабильных альтернатив еще не будет.

Существует по крайней мере несколько основных проблем:

· свободных объемов природного газа на мировом рынке не так много, и в ближайшее время они не заменят российский газ в Европе;

· даже если бы такие объемы были, в Европе недостаточно готовой инфраструктуры для танкерных или трубопроводных поставок из других источников;

· в битве за альтернативный газ преимущество у крупных экономик, потому что действует рыночный принцип, в котором важно, кто предложит самую высокую закупочную цену. По сравнению с Германией или Италией, например, у стран победнее нет шансов.

Для многих, вероятно, станет сюрпризом, что Болгария не входит в список стран, которые пострадают сильнее всего. Во-первых, ее потребности невелики, во-вторых, она подключена к газотранспортным сетям, по которым осуществляется поставка нероссийского газа, в-третьих, есть возможность переключиться на другие источники энергии.

Чего не скажешь о Центральной Европе – для Венгрии, Словакии и Чехии существует риск дефицита до 40% потребления газа и сокращения ВВП до 6%. Велики риски для Германии, а для Италии еще больше.

Это может показаться парадоксальным, но, кажется, ущерба для Болгарии меньше, если нет интегрированного рынка, а альтернативный газ доходит только до определенных потребителей. Согласно расчетам МВФ за прошлый месяц, при таком сценарии ВВП Болгарии сократится менее чем на 1%. Эффект будет еще более заметным, если рынки ЕС будут интегрированы как между собой, так и с остальным миром.

В первом случае стремительный рост цен на газ должен будет действовать путем сдерживания потребления только в ЕС. Во втором – мировой рынок СПГ поможет смягчить экономические последствия, а сокращение потребления будет распределено между всеми странами, подключенными к глобальному рынку.

У политиков - даже там, где они быстро реагируют на кризис – в лучшем случае все еще есть базовые планы по управлению и минимизации последствий газового кризиса.

Но у ЕС уже есть как минимум два инструмента для смягчения ущерба: предоставление альтернативных поставок и источников энергии, устранение узких мест в инфраструктуре, поощрение энергосбережения, а также защита уязвимых домохозяйств и расширение соглашений солидарности о совместном использовании газа между странами.

Проблема в том, что между амбициями и реальностью все еще есть серьезный разрыв. Все еще не разработан механизм совместной закупки газа, но предполагается, что он позволит заключать контракты и покупать большие объемы на более выгодных условиях от имени групп стран. Некоторые страны ЕС не в восторге от такой возможности.

"Энергетическая платформа уже работает. С момента ее запуска в апреле было создано пять региональных групп государств-членов, в том числе региональная рабочая группа, созданная в Софии. Эти группы начали работу по выявлению общих потребностей, возможностей для совместного использования инфраструктуры и потенциальных новых поставщиков. Хотя это не очень заметно, эта работа имеет решающее значение для обеспечения безопасности поставок в регионе", — так ответила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в интервью "Дневнику" на вопрос, почему нет видимых результатов этой инициативы.

Многие страны выбрали политику жестокого ограничения влияния оптовых цен на потребителя. По мнению МВФ, лучшей альтернативой было бы более широкое распространение повышения цен для стимулирования энергосбережения, а также предоставление целевых компенсаций домохозяйствам, которые не могут позволить себе более высокие цены, и подготовка разумных программ по введению нормированного потребления газа.

Моделирование кризиса показывает, что добровольная экономия потребителей в Германии, например, могла бы сократить экономические потери на треть, а хорошо продуманный план нормирования, согласно которому на газоемкие отрасли будет приходиться большая часть дефицита, позволит сократить их на три пятых.

По заявлениям МВФ, вслед за решительными действиями и солидарностью, проявленными во время пандемии, дальнейшие действия в ЕС должны быть сосредоточены на снижении рисков и обеспечении готовности к кризисам. REPowerEU, план Европейской комиссии по быстрому снижению энергетической зависимости от России, содержит меры по экономии энергии и, таким образом, снижению зависимости от российского топлива. Другие средства предусмотрены Планом восстановления, значительная часть которых связана с декарбонизацией, новыми и устойчивыми источниками энергии, энергоэффективностью, "умными" энергетическими сетями, стимулированием самообеспечения домохозяйств и предприятий за счет собственных устойчивых источников...Однако эффект от этого будет ощущаться на национальном уровне через годы, а кризис уже есть и усугубляется.

Гораздо более конкретные меры действуют с 1 августа по плану "Экономим газ для беспроблемной зимы". Объявление общеевропейского чрезвычайного положения на газовом рынке квалифицированным большинством голосов государств-членов произойдёт в двух случаях: 1) Если Еврокомиссия сочтет, что существует риск газового кризиса на уровне ЕС , и внесет предложение в Совет ЕС; 2) Европейская комиссия внесет предложение, если не менее 5 стран объявят тревогу на национальном уровне. Учитывается региональная специфика, а для стран, которые выполнили свою работу вовремя - до наступления зимы заполнили свои хранилища на 80%, есть исключения – не надо добровольно сокращать использование газа на 15% .

Брюссель усердно работает на будущее – альтернативные источники из Азербайджана и Средней Азии, сжиженный газ из США, Персидского залива, Восточного Средиземноморья, газопроводы из Северной Африки. Болгария, благодаря соединению с газовыми сетями на юге страны, уже может вести переговоры о своповых сделках со странами из этих регионов. Соединения между национальными сетями, особенно интерконнектор между Болгарией и Грецией и строящийся с Сербией, в значительной степени финансируются из европейских фондов, без которых не было бы интегрированного рынка и всех возможностей альтернативного выбора. Кто бы мог подумать несколько лет назад, что газ из Александруполиса можно будет поставлять через Болгарию в Румынию, Молдавию и Украину?

Но переоценивать роль европейских институтов тоже не стоит. Европейская комиссия - хранитель единого рынка, она в силах защитить его в такие кризисы, но многое зависит от активности национальных правительств в отношении собственных экономик и навыков их дипломатии для привлечения единомышленников на союзном уровне. Солидарность в ЕС - фундаментальный принцип, его реализация на практике представляет собой гораздо более сложную борьбу как с частными и национальными интересами, так и с факторами за пределами ЕС.

Оригинал статьи