Уход зарубежных брендов из России и резкий рост стоимости лифтов вызвали рецессию на рынке. Возникли опасения, что многоэтажки останутся без подъемников или их качество снизится. В Национальном лифтовом союзе считают, что отрасль способна справиться со всеми трудностями, но есть ряд условий.
- Петр Геннадьевич, сколько лифтов ежегодно требуется российской стройке? Какую долю рынка закрывали зарубежные производители, как может измениться этот показатель к концу года?
- За 2021 год в России смонтировано около 46 тыс. лифтов – это и новое строительство, и замена по программе капитального ремонта МКД. Из них 75 % – это лифты российского производства, 25 % – импортные. Как может измениться это соотношение к концу года? В нынешней ситуации, к сожалению, прогнозировать очень сложно. Однако за эти полгода резко упали объемы по состоявшимся аукционам замены лифтов в рамках капремонта – примерно в 2 раза. Отмечу, что из 46 тысяч установленных в прошлом году лифтов 18 тысяч пришлось на замену подъемников в жилых домах. Причиной падения объемов стал серьезный рост стоимости лифтов. Если за весь минувший год они подорожали на 20 %, то уже в первом квартале 2022 года цена поднялась на 30 %. Все началось еще в прошлом году, когда взлетели цены на металл, который является основным составляющим материалом лифта. Полагаем, что именно из-за удорожания лифтов в некоторых субъектах были отменены аукционы по капремонту. Мы очень надеемся, что до конца года объем восстановится, но предсказать невозможно.
Уход с рынка иностранных производителей тоже сыграл свою роль. Многие застройщики предпочитали импортные лифты – они оптимально подходят для высотных зданий, инновационные, высокоскоростные. Особенно они были востребованы в сегменте жилья бизнес- и премиум-класса.
Все указанные факторы привели к тому, что рынок лифтового производства просел. Наши заводы недогружены, и нужно срочно восстанавливать прежние объемы выпуска.
- Как это сделать? И за счет чего наращивать темпы замены лифтов в МКД, которые и так отставали от потребности?
- По новостройкам сложно предполагать – там все в руках инвесторов. Однако на государственном уровне поставлена задача не снижать объемы строительства, ведь оно является локомотивом экономики. Поэтому здесь перспективы хорошие.
Сложнее с заменой лифтов в старых домах. Взносы, которые делают собственники помещений, распределяются на разные виды работ, и той суммы, которая остается на лифты, крайне недостаточно. К 2025 году нужно будет заменить уже около 100 тыс. лифтов – это очень большая цифра, учитывая, что ежегодно мы максимально меняли 18 тыс. лифтов. Сегодня необходимо выходить на уровень 30 тысяч. И здесь не обойтись без софинансирования из бюджета. Мы неоднократно обращались в Правительство РФ с этим вопросом. Говорили о том, что только за счет взносов жителей, без помощи государства, все лифты никогда не поменять. Мы уже предлагали схему факторинга, которая подразумевает некую отсрочку по оплате этих видов работ – например, на три года: тогда можно будет менять 30 подъемников вместо 10. Но это все равно кредитная схема, и она будет работать только при ставке до 7 %. А в нынешней нестабильной ситуации, когда ключевая ставка «скачет», рассчитывать на этот механизм сложно.
- Какие направления являются наиболее проблемными для производителей лифтов? Есть ли возможность развернуть в России импортозамещение узлов и компонентов в нужном объеме?
- Еще в 2014 году мы занялись вопросом импортозамещения и определили, что степень локализации в отрасли составляет 70 %. Около 30 % приходится на иностранные комплектующие. В первую очередь речь шла о лебедке – устройстве, которое поднимает и опускает кабину. Чаще всего лебедка – импортного производства. Но сейчас некоторые отечественные заводы уже освоили ее выпуск. Если мы ставим российскую лебедку, то степень локализации приближается к 90 %.
Оставшаяся доля – это частотный преобразователь, и вот его пока заместить не удается. Наши производители не умеют делать этот узел, который обеспечивает кабине плавное перемещение между этажами и отвечает за мягкое открытие двери. Еще одна проблема – станция управления лифтами (она работает при вызове лифта и других операциях, когда мы нажимаем кнопки). Вся микроэлектронная база в ней тоже полностью иностранного производства – чипы, контроллеры и т. д. Европейская продукция нам уже недоступна, и сейчас мы эти детали получаем из Китая. Но если возникнут какие-то сложности с поставками, то производство лифтов может остановиться. Тут нужно на уровне правительства решить глобально – или мы делаем собственную микроэлектронику, восстанавливаем эту отрасль, или все-таки пользуемся продукцией из Китая, Тайваня и других «открытых» стран.
- Нет ли риска, что производители, пытаясь остаться на плаву и сохранить доступность продукции, будут жертвовать качеством новых лифтов, что может сказаться на безопасности?
- Было бы неправильным сдерживать стоимость в ущерб качеству и надежности. В лифте некоторые узлы безопасности тоже импортные, и важно найти им достойную замену.
Не хотелось бы идти по пути снижения качественных характеристик – как предложили в автопроме: делать машины без подушек безопасности, АБС и т. д. Мы прекрасно понимаем, к каким последствиям это может привести. Такой риск есть и в лифтовом производстве.
Но пока мы видим, что наши заводы, которые использовали импортные компоненты, готовы заменить их на аналоги – тоже иностранные или уже отечественные, не уступающие по качеству. Но тут возникает новая трудность – внесение их в действующие сертификаты.
- Идея упростить процедуру сертификации лифтов облегчит жизнь участников рынка?
- Конечно, и сейчас мы как раз добиваемся решения этого вопроса. Нужно дать возможность производителям вносить в сертификат информацию о возможных аналогах комплектующих по упрощенной схеме. То есть разрешить не делать повторную сертификацию, а просто показывать в сертификате заменяемые изделия. Мы уже провели совещание с Минэкономразвития, которое курирует Федеральную службу по аккредитации, планируем встречи с Минпромторгом, Росстандартом, Ростехнадзором, может, даже на площадке Евразийской экономической комиссии, потому что, возможно, потребуется задействовать страны-участники ЕАЭС – в первую очередь, такие как Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизстан. На это понадобится какое-то время, но у российских производителей пока есть заделы. Тех компонентов, которые они успели приобрести, должно хватить на несколько месяцев.
- В то же время в Госдуму вносят законопроект о восстановлении госнадзора над безопасностью лифтов. Считаете такую инициативу своевременной?
- Да, эта идея в том числе исходит от НЛС. Мы считаем, что надзор за лифтами должно осуществлять государство. Все-таки лифт является опасным видом транспорта. А пользуемся мы им даже чаще, чем общественным транспортом. Поэтому контроль со стороны Ростехнадзора следует вернуть. Главное – не перегнуть палку. Важно, чтобы при замене лифта процедура его принятия после монтажа государственными органами надзора не затягивалась. Жильцы и так в этот период как минимум на месяц остаются без подъемника. Именно с этим опасением связана негативная позиция некоторых специалистов, выступающих против возвращения госнадзора. Процедура должна быть четкой и понятной, без лишних проволочек. При этом все требования к безопасности лифта необходимо строго соблюдать.
- На ваш взгляд, могут ли впоследствии зарубежные бренды вернуться на российский рынок, и если это произойдет, не оставят ли они за бортом отечественных производителей, которые уже успеют нарастить свои мощности и объемы?
- Хочется верить, что иностранные компании вернутся. Российский рынок достаточно объемный и привлекательный для бизнеса. Территория страны большая, есть широкие возможности для строительства новых зданий и сооружений, а значит, и для установки лифтов. К тому же мировые производители далеко продвинулись в технологическом плане, и их опыт был бы полезен для нас при совместной работе. Разрабатывать все самим – это правильно с точки зрения импортонезависимости, но угнаться за передовиками все равно будет сложно, да и стоит ли заново изобретать велосипед?
Не думаю, что, вернувшись, импортные бренды заберут у наших производителей хлеб. Работы хватит всем. В первую очередь, компетенции российских производителей позволяют заниматься заменой лифтов в рамках капремонта и закрывать потребность в подъемниках для домов до 30 этажей. Все, что выше, – тут нам нужно «подтягиваться» к западным лидерам, которые производят высокоскоростные лифты для высоток. Повторюсь, не считаю, что мы должны «закрываться» от кого-то – эффективнее будет взаимодействовать и работать сообща.
В целом же, я уверен, что наши производители смогут адаптироваться к новым реалиям и будут создавать конкурентоспособную продукцию. Но при этом государство должно поддержать те предприятия, которые в этом нуждаются.
- То есть вы думаете, что наши многоэтажки без хороших лифтов не останутся? И подъемники в старых домах не «встанут» из-за невозможности замены?
- Судя по недавним встречам и совещаниям с представителями власти, руководство страны озадачено этой проблемой. Это дает основание полагать, что без лифтов наши дома не останутся. Российские производители в состоянии обеспечить выпуск оборудования в нужных объемах. Главное, чтобы государство поддержало эту работу и помогло стимулировать спрос на продукцию лифтовиков.
#лифт #харламов #союз #нлс
Больше материалов рубрики «Строительство»
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация.
Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.