"Батюшка, да вы вконец охренели!"
Крайне своеобразное прочтение религии отдельными личностями - это вообще довольно жирная тематика, как для литературы, так и для кинематографа с видеоиграми. Чего уж там - один Стивен Кинг об этом писал неведомо сколько раз! Но сегодня мы не о нём немного - что будет, если у одного священнослужителя свинтит крышечку наглухо от полной безнаказанности и ощущения невероятной богоугодности собственных... шалостей? Хотелось бы мне избежать спойлеров, но боюсь что иначе говорить об этом фильме просто не получится, так что предупреждаю заранее и наверное впервые пишу оценку прям в самом начале - 10 из 10 - всё остальное под катом.
Хлобысь - мы в США где-то в неопознаваемом периоде, глушь невероятная, а посреди этой глуши местный колхоз. Всё нормально, все довольны, и тут с гастролями заезжает пастор со своими офигительными историями. Развлекуха? Ну, в принципе, да - цирк в такие дали уж точно не доедет, а тут хоть что-то новенькое. Только местная немая повитуха как-то недобро на священника косится, а после и вовсе начинает уверять своего мужа, что неудавшиеся роды - дело рук залётного попа. До мужа, правда, как-то очень долго доходит то, что такое вообще может быть - священник и гнида в одном лице. Понимание приходит, но к сожалению с критическим запозданием, но тут ведь надо понимать, что ко всему вот этому вот привело.
Хлоп - ещё пораньше, но примерно там же. Оказывается, немая была вполне себе разговорчивой и даже проститнёй в борделе поработать успела, правда характером с начальством не сошлась. Те как-то уж сильно лояльно относились к закидонам клиентов, в случае чего пуская недовольных шлюх в расход. А тут внезапно весь бордель на час выкупает какой-то сумасброд, так девчуля увидев его совсем в кисель превратилась - и опять всё тот же священник. Да что их, блин, такое связывает? Опять надо глыбже копать, опять в прошлое зарываться.
Ну, потому что сама киношка плотно завязана на флэшбеках, под них аж половина, если не больше, хронометража выделена, и две главы из четырёх имеющихся. А теперь, прошу, впечатлительных зажмуриться, а брезгливых - заранее проблеваться. Ну и, заодно, граждане считающие весьма верующих добрыми и приятными персонажами - тоже лучше отойдите в сторонку, на всякий случай, а то тут ТАКОЕ.
Кароч, средний Запад, опять какая-то неведомая американская глушь, куда занесло целую общину голландцев под предводительством пастора (вот того самого, да). Говорун из дядьки и впрямь хороший, ещё лучше чем из одноимённой птицы, но вот как примерный семьянин - вопросы вызывает. И дело даже не в бытовом насилии, 19-ый век, чего уж тут поделать - нравы такие. Проблема в том, что у падре какие-то очень своеобразные методы толкования священного писания, вплоть до полноценного одобрения инцеста с инбридингом. Ну что - не даёт жена, так даст доча, как раз время подошло - тьфу, мерзость какая, мать его так, простихосспаде!
Джеймс Браун пел "This is a man's world" - мол, мир принадлежит мужикам и работает по их правилам. Применительно к этому фильму можно бы сказать - "This is a douchebag's world" - то бишь, мир мудаков. Потому что героине бы и не пришлось становиться той, которая слона на скаку остановит и хобот ему оторвёт, если бы не окружение. Нормальных граждан мужского пола там чуть ли не по пальцам пересчитать можно, остальные сплошь уроды или ублюдки. Впрочем дотянуться по уровню инфернальности до поехавшего папаши, это ещё сильно постараться надо. Образ уж так накрутили в сторону тотальной омерзительности. И, да, если вам показалось что кино неровно дышит в сторону феминистических выкладок - вам не показалось. Но только поставлено оно тут всё настолько грамотно и уместно, за исключением наверное парочки совсем уж дурацких моментов, что на повесточку внимание вообще не обращаешь. Во-первых, интрига цепляет, а во-вторых - отличная актёрская игра.
Ну потому что как минимум, отличный в своей непревзойдённой ублюдочности священник в исполнении Гая Пирса ("Мементо" Нолана), и невероятно офигительная Дакота Фаннинг, а то её чёт за популярностью младшей сеструхи совсем уже и забыли. Знаете, когда немой персонаж выглядит и действует не менее колоритно чем все остальные, причём без совсем уж идиотских сюжетных костылей - это редкость. Хотя, конечно, по нынешним меркам странно что деваху не затравили после фильма, дескать роль играть должна была женщина без языка... для полной аутентичности и справедливости. Ну а трупов должны играть трупы, ага. Впрочем, ладно, я тоже тут немножко палку перегибаю со стёбом. А, да, ещё небольшой завоз граждан из "Игры престолов" случился - вся из себя трагичная и нерешительная мамаша главгероини в исполнении Кэрис ван Хаутен (она же Мелисандра, она же та ведьма из "Чёрной смерти"), и Кит Харингтон, ну это который заслуженный "Незнайка на Стене", он же сынишка главной сектантши во втором "Сайлент Хилле". Может я и кого ещё тут забыл помянуть, фиг знает.
Главное-то в местной истории именно то, что граждане с переизбытком безнаказанности зачастую реально теряют чувство меры и начинают творить дичь. А осаживать их иногда приходится с риском огрести совершенно несправедливое наказание. Ну и метафора монотеистических авраамических религий, где тоже хватает совершенно невменяемой дичи, позволяющей себя трактовать вообще как душе угодно. Да и вообще к просмотру строго рекомендовано, особенно тем, кто на всякую дичь недоумевает "ачётакова-та?!" - вот примерно вот чё, да. А ещё киношка внезапно показывает что в реальности никаких вам нафиг хэппи-эндов, и борцунья за всё хорошее против всего плохого в один момент отхватывает за то, чего в прошлом-то и не совершала по-сути, но забыла вовремя перестраховаться. Ну и да, Дикий Запад тут показан максимально стрёмно и неуютно, за что тоже спасибо - а то прям романтизация периода не спадает, при том что это реально довольно мрачная эпоха была.