Найти тему

Пушкинская Земфира в русской музыке

Романс – вокальный жанр, возникший в России в 18 веке, когда светская музыка отделилась от духовной, а получившие зарубежное образование композиторы освоили европейский стиль. Поначалу романсы предназначались для домашнего музицирования, обладали простой гармонией и подражали популярным танцам. Позднее в их стиль проникли интонации народных мелодий, особенно популярны были лирические песни в народном стиле. По мере становления русской композиторской школы они становились все сложнее и интереснее.

Развитие русского романса тесно связано с развитием литературы, поскольку тексты для музыкальных произведений зачастую заимствовались из поэзии. Разумеется, любимым поэтом великого множества музыкантов стал классик русской литературы А.С. Пушкин. На его стихи написано огромное число романсов. Одним из наиболее популярных произведений музыкальном мире стала поэма «Цыганы», в известная по опере С. Рахманинова «Алеко». Самым ярким и запоминающимся номером оперы «Алеко» стала сцена у люльки, в которой Земфира поет свою дерзкую вольную песню:

«Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда; не боюсь
Ни ножа, ни огня.

Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.

Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод! Как он смел!
Как он любит меня!

Как ласкала его
Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда
Мы твоей седине!»

Это песня свободолюбивой цыганки, любовь и счастье которой не стеснены рамками понятий обладания, обязательств, верности и измены. Земфира в своих словах воплощает сам дух цыганской женщины – страстной и решительной, но в то же время мягкой и нежной. Каждое чувство, от любви до ненависти, она проживает сполна, всей душой. Мы предлагаем послушать песню Земфиры в исполнении известной современной певицы Вероники Джиоевой.

На те же слова, иногда с небольшими изменениями, писали и другие композиторы. К примеру, один из корифеев жанра А. Алябьев написал романс «Старый муж, грозный муж», в котором воплотил контраст резких колких фраз Земфиры к Алеко и нежных слов о ее новом возлюбленном. К сожалению, это произведение стало достоянием исключительно педагогических хрестоматий и не исполняется известными певцами в концертах.

Более удачно сложилась судьба одноименного романса А. Верстовского. Яркий, с запоминающимся мотивом, он украшает концертные программы многих певиц. Его блестяще исполняла великая Елена Образцова.

П. Чайковский написал на этот текст романс «Песнь Земфиры» – его стиль более сдержанный и академичный, совсем не похожий на стиль «цыганских» романсов, какими мы привыкли их слышать. Наверное, поэтому сейчас этот романс редко исполняется; на просторах интернета есть запись Тамары Милашкиной, знаменитой советской певицы, примы Большого Театра.

Цыганская тема – отнюдь не редкость в русских романсах. Музыкальность и экзотичность цыган привлекала и любителей шумных гулянок, и творческих людей, черпающих вдохновение в свободолюбивом темпераменте кочевого народа. Постепенно цыганская тематика перешла из строгой академической музыки в бытовые городские романсы, качество. Однако жанр, который иные люди снисходительно называют «цыганщиной», глубоко уходит корнями в русскую городскую культуру, и цыганские песни недаром вдохновляли знаменитых литераторов и композиторов на создание прекрасных стихов и песен, которыми мы наслаждаемся и сегодня.