Понятно, почему фильм Бориса Дурова по сценарию Станислава Говорухина и того же Бориса Дурова "Пираты ХХ века" стал самым кассовым фильмом в истории советского кино. Непонятно другое. Почему за два года (1979 и 1980) вышло сразу три таких коммерческих суперхита, — к "Пиратам" присоединяются "Москва слезам не верит" Меньшова и "Экипаж" Митты.
Вернее, здесь понятен успех каждой картины по отдельности: "Москва" была "настоящей мелодрамой", а "Экипаж" был "настоящим фильмом катастроф". Но почему почти в один год? Этого я не знаю... Даже не догадываюсь. Разве что это было неким предзнаменованием... Застой 70-х сменялся 80-ми с грядущей перестройкой, гласностью, плюрализмом мнений и рыночной экономикой. Чуткие кинематографисты выступили своего рода сейсмографом:)
"Пираты ХХ века", в свою очередь, — это "настоящий боевик", который и правда смотрится не хуже голливудских аналогов (или образцов) того времени.
У фильма простая и ясная сюжетная линия. Советские моряки, перевозящие большой груз опиума (естественно, для фармацевтических целей), подвергаются нападению современных пиратов. Судно тонет, но часть экипажа спасается. Течение выносит шлюпку к острову, где базируются пираты и, соответственно, стоит на приколе их судно. Начинается почти что стивенсоновская борьба за "Эспаньолу".
Помимо внятного сюжета в фильме много стреляют (что, в общем-то, для советского кино не редкость — вспомним истерны, например, Самвела Гаспарова). А также дерутся (в фильме были задействованы как актеры, профессионально занимающиеся каратэ, например, Талгат Нигматулин, так и крупные мастера рукопашного спорта, например, Тадеуш Касьянов). В фильме присутствуют женщины, в том числе и знойные "туземки". Кроме того, есть крутой, но при этом интеллигентный герой.
Зрелищные, сложные в постановке сцены в фильме тоже имеются: взрыв и затопление советского сухогруза, столкновение пиратского судна со скалой. Даже есть саспенс: Николай Еременко плывет по длинному затопленному коридору, чтобы спасти двух женщин — хватит ему дыхалки или нет?
Но главная, как мне кажется, составляющая успеха заключается в том, что из фильма полностью искоренена какая бы то ни было идеология.
Советские гражданские моряки сражаются со злом, которое имеет интернациональный состав и не имеет своего флага. Эти изгои — просто плохие люди, и неважно, из какой они страны. Да и торгуют они точно с такими же преступниками, не имеющими гражданства...
"Пираты ХХ века" были сняты более 40 лет назад... Но до сих пор не потеряли актуальности!
Оценка: 6,5 из 10.
Режиссер: Борис Дуров.
Сценарий: Борис Дуров, Станислав Говорухин,
Оператор: Александр Рыбин,
Композитор: Евгений Геворгян.
В главных ролях: Николай Еременко мл., Петр Вельяминов, Талгат Нигматулин.
В ролях: Рейно Арен, Дилором Камбарова, Наталья Харахорина, Джигангир Шахмурадов, Тадеуш Касьянов, Юрий Кутырев.
Интересные факты о фильме:
- После первого закрытого показа в ЦК ВЛКСМ фильм обругали и отправили "на полку". Картина пребывала в забвении, пока один из работников Госфильмофонда не догадался отправить копию фильма на дачу к тогдашнему Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И Брежневу… Генсек пришел в неописуемые восторг от увиденного, и широкий прокат не заставил себя долго ждать…
- Утренние сеансы в будние дни часто приходилось отменять — школьники целыми классами сбегали с уроков на просмотр "Пиратов".
- Режиссер фильма сначала отказался утвердить Николая Еременко на главную роль, но после того как Николай продемонстрировал свою физподготовку, сделав впечатляющее сальто и показав хорошо развитую мускулатуру, актер сразу же был утвержден на роль.
- Во время съемок Еременко активно занимался с тренером по карате.
- В одном из эпизодов фильма (прыжок со скалы на крышу теплохода), актер прыгал в воду рядом с бортом корабля. Во время всплытия Николай Еременко чуть не попал под работающие винты корабля, который проходил прямо над ним. Актеру чудом удалось отплыть на безопасное расстояние от винтов.
- В советском прокате фильм посмотрели 90 млн. зрителей.
- У Николая Еременко в начале 90-х годов была идея снять сиквел "Пиратов", но тогда, во времена глубокого кризиса отечественного кинематографа, не нашлось достойного финансирования картины. Второй раз к этой идее Еременко вернулся в 1998 году, но тогда помешал внезапно начавшийся экономический кризис в России…
Читайте также на моем канале: