Евреи есть на всех континентах. Даже на Антарктиде! Сразу 18 евреев живёт и работает на полярной станции «Макмердо», и условия здесь далеки от идеальных. Холодно, скучно, гулять негде, пингвины – и те здесь не круглый год. Прибавьте к этому полярную ночь, которая длится почти полгода, и вы поймёте, с какими трудностями столкнулись евреи, когда им нужно отмечать шаббат. Как же они находят выход из этой ситуации?
Проблема очевидна: время наступления шаббата определяется положением Солнца и звёзд, поэтому во всех странах мира он наступает в разное время. Но в Антарктике Солнце в одном и том же положении по несколько месяцев, и для определения времени шаббата оно использоваться не может. К слову, подобная проблема – не первая в истории иудеев: ещё в XVIII веке рабби Виленский Гаон, живший на территории современной Белоруссии, повелел вести отcчёт на иерусалимское время. Однако, большинство раввинов считает, что так можно делать лишь на территориях, которые расположены недалеко от Израиля, а Антарктида от него находится очень неблизко!
Дик Хейман, инициатор встречи шаббата на станции (на которую, кстати, приходят не только евреи), решил ориентироваться на время ближайшей к Антарктике еврейской общины, а именно, на новозеландскую. Поэтому даже когда здесь полярная ночь и -80 градусов, все вместе радостно встречают шаббат.
Сам Дик Хейман, выходец из еврейской общины в Нью-Йорке, сказал, что никогда не был особенно религиозным, но здесь, вдалеке от родины, почувствовал жгучее желание привнести в Антарктику дух родного дома. Поэтому даже на Южном полюсе на шаббат всегда готовят халу и пьют кошерное вино.
#евреи #еврейскаяобщина