Найти тему
PERESTRAXOVKA

Яма на дороге — виновник ДТП

Оглавление

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Все мы ценим свои автомобили и очень переживаем, когда с ним что-то случается, неважно поломка это или царапина. Особенно неприятными становятся ситуации, когда яма на дороге является причиной серьезных повреждений. Столкнувшись с такой неприятностью, многие полагают, что можно добиться возмещения от дорожных служб, отвечающих за состояние дорожного полотна. Однако, все не совсем так, как видится на первый взгляд. Дорожная яма не всегда является виновником и в конечном случае виноватым может оказаться сам водитель. Чтобы избежать подобного результата прочитайте нашу статью.

Дорожная яма и ДТП

Первоначально нужно объяснить, почему яма на дороге может иметь непосредственное отношение к термину дорожно-транспортное происшествие. Для этого обратимся к определению, указанному в Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Таким образом, вывод получается следующий: если при попадании в дорожную яму, которая не соответствует определенным параметрам, автомобиль получает повреждения, то это, с полной уверенностью, можно назвать ДТП. Далее нужно придерживаться определенного алгоритма действий. Особое внимание следует уделить фото, видеофиксации, поиску свидетелей и замерам дорожного дефекта. Это необходимо сделать до приезда сотрудников ГИБДД.

Таблица 5.3 ГОСТ 50597-2017: Размеры дефектов покрытия и сроки их устранения
Таблица 5.3 ГОСТ 50597-2017: Размеры дефектов покрытия и сроки их устранения

Очевидно, что мало кто из водителей знает отсылки на пункты ГОСТа по допустимым размерам дорожных ям. Тем более самостоятельно определить вид дефекта смогут единицы. Самым оптимальным будет сослаться на пункт 5.2.4 ГОСТа:

Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведённые в таблице 5.3.»

А дальше начинаются нюансы, о которых следует знать каждому водителю.

Даже если яма на дороге, водитель — виновник ДТП

-3

Во-первых ГИБДД по приезду, как правило, стараются указать на вину водителя в произошедшем. Будьте готовы к тому, что инспектор может сослаться на нарушение, соответствующее пункту 10.1 ПДД РФ. Это самая частая практика в таких случаях.

Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Если водитель согласится с таким нарушением ни о какой компенсации с дорожных служб и речи идти не может. Получается, водитель сам виноват в том, что не учел погодные условия, не соблюдал скоростное ограничение и наехал на яму.

Действия ГИБДД

Попав в такую ситуацию, потерпевшему нужно дать необходимые пояснения сотрудникам ГИБДД, четко указав, на отсутствия нарушений ПДД по указанной статье, а также, что причиной аварии и полученных повреждений автомобиля явилось именно ненадлежащее состояние дорожного полотна, которое было поздно обнаружено, а принятые меры не позволили избежать ДТП. Результатом в таком случае должно стать Определение инспектора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по факту ДТП за отсутствием состава административного правонарушения.

Кроме этого, важным моментом было и остается правильное оформление документов сотрудниками ГИБДД. В них должны быть указаны следующие детали: было ли освещено и огорожено место аварии, установлены ли предупреждающие знаки, знаки ограничения скорости, знаки, сигнализирующие о проведении дорожных работ и примерное расстояние до препятствия, которое позволит водителю его увидеть. Кроме этого, убедитесь, что в протоколе указан вид дорожного дефекта а также его точные размеры.

Далее необходимо, чтобы правоохранители установили службу, которая несет ответственность за состояние дороги и привлекли ее к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ — «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений». Не исключено, что для этого придется написать соответствующее ходатайство о назначении административного расследования.

Яма на дороге — взгляд суда

И только после того, как будут оформлены и собраны все необходимые документы, Вам предстоит этап судебного разбирательства. Добиваться возмещения ущерба придется именно так. Потому что дорожники практически никогда не решают вопросы в досудебном порядке. Далее поймете почему.

Со стороны потерпевшего необходимо провести независимую экспертизу, которая установит точный перечень повреждений и сумму ущерба. Суд же в свою очередь постарается выяснить причинно-следственную связь ДТП, была ли у водителя возможность избежать повреждений, снизив скорость. Поэтому судья назначит экспертизу, целью которой будет установить обстоятельства ДТП и возможное нарушение водителем правил дорожного движения.

Как показывает судебная практика, решение дел по таким спорам редко бывает в пользу водителей. Некоторым для восстановления своего нарушенного права приходиться дойти до Верховного суда. При этом суды учитывают каждую малейшую деталь, как например в этом отказном деле.

В результате, чаще всего, суды приходят к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков (дорожных служб) обязанностей по возмещению ущерба, причиненного имуществу истца в результате ДТП, поскольку доказательств наличия прямой причинно-следственной связи между действиями ответчиков в части выполнения обязанностей по содержанию участка дороги в пригодном для безопасного движения состоянии и фактом причинения вреда имуществу заявителями не представляется.

Дорожная яма — возмещение ущерба

Да, яма на дороге — это неприятно. Вдвойне обидно, если из-за нее пострадал любимый авто. Поэтому, уважаемые читатели, прежде всего, чтобы добиться возмещения ущерба необходимо учитывать две вещи. Во-первых, доказать, что водитель не нарушил ПДД (пункт 10.1 ПДД РФ), а также учел дорожные условия и знаки, выбрав безопасную скорость. В противном случае, вероятность получить возмещение сводится к нулю. Об этом говорят решения судов.

Согласно п. 1.3 Правил дорожного движения участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

А во-вторых, правильное и точное оформление всех документов сотрудниками ГИБДД. Фиксация всех моментов, подтверждающих отсутствие освещения, опознавательных и предупреждающих знаков дорожных работ, знаков ограничения скорости, размеры дорожного дефекта: все это будет играть в вашу пользу. Поэтому, не пренебрегайте возможностью учесть и зафиксировать все детали.

На этом мы заканчиваем нашу статью.

Будьте внимательны, соблюдайте ПДД. И пусть любая яма на дороге обходит вас стороной.

С Вами была Ваша

-4