Эссе о трудностях и проблемах, жизненном кредо и страхах, нас недостойных
У меня «переходный возраст», правда, правда! Я счастливо избежала его в тринадцать четырнадцать, и вот теперь он меня, похоже, догнал.
Надо уходить на пенсию и начинать жить в свое удовольствие. Но, думаю, семейный бюджет этого не выдержит. Он, может, и не трещит по швам, но порой потрескивает даже при двух зарплатах. Поэтому не знаю, что делать дальше: бюджетная пенсия - не вариант, для жизни она не пригодна. После оплаты жилья и коммунальных услуг еду можно будет покупать от силы дня два-три. Видимо, придется не есть, а дегустировать. И, думаю, что чаще всего макароны.
А еще мне скучно то, что ещё вчера было весело. Мне противно то, что ещё несколько лет назад было приятно. Меня раздражает то, что в раньше казалось весёлой шуткой. Не понимаю, в чём смысл и не могу нащупать новых «точек опоры», а без них страшно. Нужно искать силы. А где их искать-то?
НЕЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ?
«Займись собой!», - советуют умные коллеги на работе. Что это значит? Как я должна собой заниматься?.. Научиться вышивать крестиком? Говорят, успокаивает. Но бессмысленность этого занятия меня угнетает заранее.
Улучшать фигуру, что ли? Потому что я этого достойна? Это очень скучно и тоже бессмысленно, она уже такая, какая есть, фигура-то. И для чего её улучшать? Чтобы нравиться каким-то мифическим мужчинам? Каким? И зачем? В моём окружении есть несколько мужчин. которым я нравлюсь, но им решительно наплевать на мою фигуру, а мне наплевать на всех остальных мужчин, которым не нравится моя фигура.
Или мне нужно увлечься танцами и брать уроки балета? Не хочу! Посещение фитнес-клуба, где несколько десятков человек одновременно приседают, потеют, кашляют, изнемогают, упражняя аморфные телеса, вызывает во мне мысль о немедленном самоубийстве.
И не тянет меня выглядеть на восемнадцать, что хотите со мной делайте! Всё, всё знаю про культ молодости, про современную цивилизацию, про «новые ценности»! Если женщина моего возраста не сделала ни одной пластической операции, ни одного укола ботокса, ни разу не закачала себе в губы жир, значит, она - лузер. Женщина - лузер. То есть я.
Нет, я, разумеется, не возражаю, когда всё это проделывают другие, но сама проделывать не хочу, честно. Я не хочу выглядеть рядом с дочерью, «как сестра» - зачем?! Я ее мама, а никакая не сестра, мне так больше нравится!
В общем, в моём переходном возрасте перспективы как-то размылись и утратились…
ТЯЖЕЛАЯ НОША?
Домочадцы постарели и разболелись вусмерть. Эпизод с недавним мелким ДТП окончательно выбил из колеи: торопилась на дачу, в проезде недалеко от дома возникла «пробка» - один незадачливый водитель припарковался чуть ли не поперек дороги. Все остальные водители сигналили и ругались, и только я молча решила протиснуться…
Не получилось: поцарапала и свою машину, и чужую. Машина по страховке починится, никуда не денется, но те, кто попадал в такие ситуации, меня поймут, потому что мороки теперь - выше крыши! И до сих пор не проходит комплекс вины перед Рыжиком, которому пришлось сидеть в переноске два часа в ожидании дорожных комиссаров и во время наших водительских разборок.
…И вот я уже почти готова рыдать и убиваться над своей тяжелой долей, но тут откуда ни возьмись, как всегда в таких случаях, появляется моя бабушка, Нескоромных Мария Федоровна, которой уже давно нет в живых, конечно. Бабушка, оставшаяся вдовой в двадцать лет, с маленьким ребенком на руках, (ее муж Яков, мой дед, не вернулся с фронта), пережившая и войну, и послевоенную разруху, и даже свою дочь, мою маму.
Вспоминаю ее трудности и ее страхи, с которыми она прожила свою единственную жизнь - никто ведь пока точно не знает, есть ли еще один шанс! Она прожила, как могла, ей жаловаться было некому. И, между прочим, была уверена, что жизнь ее сложилась просто отлично и была к ней милостива.
…Мама рассказывала, как нашей оборотистой и ловкой бабушке - ей было уже лет двадцать шесть! - удалось выменять на пальто целую наволочку сахара. Она кое-как притащила ее домой, плюхнула на стол, и это был целый праздник! Вот это было событие!.. Вы понимаете?
Можно было положить в стакан кипятку сколько угодно сахара, хоть пять ложек. Хоть семь. А в наволочке не убывало! До этого приходилось вытапливать сахар из свеклы- бабушка ставила в печку чугунок, свекла «подтаивала», и то, что из нее вытекало, можно было есть. Мама говорила, что было вкусно и сладко!..
Моя свекровь, Россинская Мария Ивановна, вспоминала, как ее мама добывала корыто. Какие-то ушлые артельщики привезли целую подводу, молниеносно распродали и исчезли. За корыта дрались, отнимали друг у друга, женщины голосили, старики матерились, но маме моей свекрови как-то удалось ухватить и остаться целой. В корыте можно было стирать, а можно было мыться, что угодно можно было делать с этим корытом, это же почти что райская жизнь!..
А впереди еще был сорок шестой год, самый голодный и страшный. Впрочем, своего будущего никто еще не знал…Да и сейчас не знает.
ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА
Я не видела бомбежек, жизнь на оккупированной территории представляю только по книгам, мне никогда не приходилось ехать в эвакуацию с маленьким ребенком в теплушке (вагоне для перевозки скота)… Не знаю, что такое «рабочие карточки», потому что «все для фронта, все для победы».
…Некоторые мои читатели боятся читать книги про войну, репрессии, Холокост, однозначно отметают детективы и триллеры, предпочитая только легкие любовные романы или фантастику. Они не хотят расстраиваться лишний раз и точно знают, что после прочтения «страшных» книг станут социально опасными, и их придется изолировать от общества.
Выбор есть всегда, конечно. Даже при выборе книг.
Вот вам история из времен Второй мировой войны: в одном лагере смерти очень старому и очень религиозному еврею немцы приказали сшить им кожаную куртку, но не из простой кожи, а из самого святого, что только может быть в жизни любого религиозного еврея, - из свитков Торы.
Как известно, Тору делают из кожи кошерного животного, и кожа эта самая тонкая и прочная. Или куртка, сказали немцы, или мучительная смерть, и не только ему, но и всем, кто был с ним в бараке. А это человек двести.
И у старого еврея получился выбор: или святотатство, отвратительное, худшее из того, что можно себе представить, или смерть - не только его, но и совсем не религиозных молодых мужчин, ничего не понимающих в том, что Тора того стоит, и перепуганных пацанят, которые держатся из последних сил, и мальчишек, которые совсем ничего не понимают, кроме того, что жизнь в одночасье стала ужасной, неуютной, голодной и страшной, и непонятно, где мама, и зачем нужно каждое утро вместо завтрака под окрики часового мчаться на построение и показывать выжженный на детском запястье порядковый номер!..
И вы знаете, он сделал выбор. За ночь он сшил эту проклятую куртку. И его не расстреляли. И барак не расстреляли тоже, по крайней мере, на этот раз.
Старик был очень старым и уж точно читал на древнееврейском. В отличие от нацистских ефрейторов, которые в принципе грамоте разумели с трудом. Он раскроил куртку так, что она оказалась сшитой исключительно из тех мест, где проклинались злодеи, а нацисты ничего не поняли. Совсем ничего. Ничегошеньки.
Читать про Вторую мировую или не читать, интересоваться политикой или не интересоваться - это вопрос выбора, вот что. Вся наша жизнь - вопрос выбора. Какая новая и свежая мысль!.. Можно погибнуть, потому что недоумки с автоматами или обстоятельства сильнее, или попытаться их обойти, оставив обстоятельства и недоумков с носом.
И я все время помню про старого еврея, кожаную куртку и выбор. И точно знаю, что он у меня есть.
МОЕ ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО
Разве прекращение работы и жизнь на пенсию настоящий страх? И что такое моя фигура или мелкое ДТП? Недостойная ерунда! Ну, в том смысле, что какая разница, как именно я выгляжу! Самое главное - красота внутренняя, так сказать, осмысленная, выработанная. А машина, хоть я к ней и отношусь, как к живой (у нее даже имя есть - Ресничка, потому что подштамовка над задними фонарями выглядит, как реснички), всего лишь вещь, которую можно починить, и она опять будет, как новенькая! А мне наука: в следующий раз просто выйду из машины - и ни с места! Пусть делают, что хотят!
...Нельзя распускаться, вот что. А я то и дело позволяю себе... распускаться!..
Мне ничего не нужно делать - ни выживать в концлагере, ни биться в очередях за керосин, ни воровать колоски, зная, что, если поймают, посадят. Не нужно собирать на станции уголь, а потом везти его на саночках домой, чтобы как-нибудь обогреться.
Мне не нужно бороться так, как боролись мои бабушка и мама свекрови, и вот что самое потрясающее! Боролись они не во времена царя Гороха, не во времена Юлия Цезаря или Наполеона, а, считай, позавчера. Но мы так распустились, что об этом позабыли и самодовольно утопаем в самодовольной жалости к себе и самодовольных сетованиях на судьбину!
Что же делать? А вот что!
Первое. Понять, что все люди сталкиваются в своей жизни с трудностями, которые кажутся непреодолимыми. Почти все не знают порой, что делать и как найти в себе силы двигаться дальше. Иногда маленькие проблемы накапливаются с течением времени и превращаются в большие испытания. Чтобы получить необходимый толчок для продолжения пути, нужно завести себе Дело. И служить ему всю оставшуюся жизнь. Не профессию, не работу - именно Дело. Человек реализует себя, выполняет свое предназначение через Дело. Дело никогда не предаст, не оставит, не разочарует. У каждого оно свое.
Второе. В любом возрасте можно начать все сначала. Только надо научиться жить каждый день набело, у жизни нет черновиков.
Третье. Нет смысла закреплять понятие «счастье» за чем бы то ни было: любимым человеком, карьерой, ребенком. Любовь, как говорит Фредерик Бегбедер, живет три года, карьера может не заладиться, ребенок - не оправдать надежд. Но, если счастье, как бабочка, будет перелетать с одного на другое: сегодня это работа, завтра - семья, послезавтра - любовь, то тогда можно быть счастливой всегда!
Четвертое. Когда-то Михаил Булгаков, уже умирая, сказал: «Все, что ни происходит, всегда так, как нужно, и только к лучшему». Из любой тупиковой ситуации всегда есть выход.
Пятое. Надо уметь держать удар! Если у вас есть талант, вы хорошо знаете, что он - не только и не столько людские аплодисменты, сколько людская зависть. Зависть - неразлучная спутница таланта. А потому нужно научиться защищать свой талант!
Шестое. Иногда люди, предпочитая спокойную жизнь, теряют самое главное в ней. А мне хочется, чтобы все вокруг меня были не только первыми, умели мыслить, но научились также терпеть и прощать.
Седьмое. Общение с людьми - моя работа, и это превосходная работа! Я знаю, что окружающие меня люди делают для меня гораздо больше, чем я для них. Я не преувеличиваю и благодарю их за это.
…Примерно так. Примерно так я могу сказать сегодня, подводя итоги при выходе на пенсию. Этот мой нехитрый перечень - своеобразное жизненное кредо. Оно означает и некоторую полноту времени, вместившую в себя море прочитанных книг, и общение с массой замечательных людей, приходящих в библиотеку и просто встречающихся мне по жизни.
ЭТО ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ!
И еще. Если вы когда-нибудь засомневаетесь в том, что способны преодолеть возникшие трудности, загляните в библиотеку, полистайте мемуары выдающихся людей, обратитесь к их цитатам, чтобы напомнить себе, что вы можете всё. Вот лишь семь из них.
«Энергия Вселенной равномерно присутствует во всех местах одновременно. Если у вас возникнет сильное желание что-либо сделать, появится и энергия на его осуществление». - Боб Проктор.
«Сделай шаг в направлении своей мечты и наблюдай за тем, как Вселенная творит чудеса, чтобы помочь тебе». – Александра Домелле
«Я радуюсь жизни ради неё самой. Жизнь для меня - не «короткая свеча». Это великолепный факел, который я сейчас держу в руках, и я хочу, чтобы он горел как можно ярче, прежде чем передать его будущим поколениям». - Джордж Бернард Шоу
«Если речь идёт о стиле, плывите по течению. Если речь идёт о принципах, стойте на своём, как скала». – Томас Джефферсон
«Ничто в мире не заменит упорства. Талант? Нет; в мире полно талантливых, но безуспешных людей. Гениальность? Нет; в мире полно непризнанных гениев. Образование? Нет; в мире полно образованных изгоев. Упорство и решительность являются всемогущими. Лозунг «Вперёд!» решал и всегда будет решать проблемы человечества». - Кельвин Кулидж
«Будущее вознаграждает тех, кто идёт вперёд. У меня нет времени жалеть себя. У меня нет времени жаловаться. Я собираюсь идти дальше». - Барак Обама
«В конечном итоге всё будет хорошо. Если пока не хорошо, значит, это ещё не конец». - Пауло Коэльо
10.08.22. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница Вконтакте: http://vk.com/library_foliant; 30-78-00