Найти тему

Загадки старинного особняка

Оглавление

Красивый особняк с тремя башенками на крыше на Карла Либкнехта, 11 в Иркутске совсем недавно приобрел свой исторический цвет. Калеванный тес, которым был зашит дом, покрасили в серо-голубых тонах. В таком сочетании богатый белый кружевной пропильной декор фасада смотрится особенно нарядно. Сегодня мы пришли в этот дом в гости к иркутскому психологу Ларисе Пустовит, которая живет со своей семьей здесь уже более 30 лет.

Тихий центр и дружные соседи

Дом расположен недалеко от улицы Карла Маркса. Однако здесь совсем не чувствуется суеты центра города. Тенистые деревья растут возле тротуара. На подоконнике сидит ухоженный белый кот. А если заглянуть во двор, то кажется, что ты попал в другую реальность – цветущие палисадники, белье на веревке. Уютные лавочки словно приглашают присесть. Здесь находятся еще два деревянных дома внушительных размеров, которые раньше, судя по всему, были частью одной усадьбы.

-2

Лариса Пустовит рассказала нам, что совсем недавно дом принял участие в проекте «Фасадник», и обновлять его внешний вид вышли все соседи.

– Ритм жизни у нас разный, так что общаемся мы редко, – рассказала Лариса Пустовит. – Но когда мы с «Фасадником» красили дом, все вышли помогать – и дети, и старики. Оказалось, что у нас такой сплоченный коллектив! Один сосед работал в цирке, и мы вместе с ним залезли на самую верхотуру – красили почти под крышей. Потом собирались у нас в квартире, вместе обедали и ужинали, общались.

Галерея иркутских художников

Вместе с Ларисой возвращаемся к центральному подъезду. Поднимаемся по лестнице на второй этаж и попадаем в небольшой коридор. Вся квартира площадью 140 квадратов оформлена в едином стиле. Белые стены, темное дерево добротных дверных проемов, лаконичная мебель в цвет.

Впрочем, на убранство квартиры обращаешь внимание не сразу, ведь практически все стены в комнатах заполняют картины иркутских художников. Многие из них изображают тот самый уходящий старинный город, частью которого и является этот дом.

-3

– У нас есть три изображения нашего дома – летом, зимой, осенью – кисти замечательного художника Владимира Кузьмина, который, к сожалению, уже ушел из жизни, – рассказала Лариса. – Здесь работы авторов, чье творчество нам близко, которых мы с мужем хотели поддержать, приобретая их работы. Это произведения Сергея Жилина, Анатолия Костовского, Алексея Ускова. Но больше всего у нас картин художника Олега Ушакова, который по зову души стал православным священником и усыновил приемных детей. Мы с ним очень подружились.

Коммуналка превратилась в квартиру мечты

– Мой муж в 1989 году поменял квартиру, которую ему выделило государство в Улан-Удэ, на комнату 26 квадратных метров в коммуналке в этом доме, – рассказала Лариса. – Мы, кстати, сейчас в ней.

Это самая дальняя от входа комната в доме, и здесь расположена уютная спальня.

– Мы поженились и поселились в этой комнате, здесь у нас родился ребенок, которому сейчас уже 30 лет, – вспоминает хозяйка. – У нас были общая кухня и туалет. И вечером, когда все соседи засыпали, мы садились на кухне, где были две газовые печки, две раковины, синие плинтуса, деревянные полы со щелями и чугунные батареи. Мы мечтали, как заживем, если все это пространство будет нашим.

-4

В итоге так и произошло, но, к сожалению, не так скоро, как хотели наши герои.

– Мы прожили здесь три года, потом я уехала в Кутулик по распределению после мединститута, там мне дали целый дом, – вспоминает Лариса. – А через какое-то время, в 1996 году, мы приобрели две примыкающие комнаты. Потом уехали в Москву, где я училась в ординатуре. Там прожили четыре года, у нас родился третий ребенок – дочка, которой сейчас уже 20 лет. Но нужно было вернуться, моя свекровь стала плохо себя чувствовать, но не захотела переезжать из Черемхово в Москву. Так мы снова оказались в Иркутске.

Через какое-то время соседки по дому на улице Карла Либкнехта, 11 уехали, и семья Ларисы смогла купить еще несколько комнат. В итоге в их распоряжении уже была квартира площадью 140 кв. метров.

– После Москвы у нас была попытка поселиться в другом месте, мы купили большую четырехкомнатную квартиру на 4-й Железнодорожной, но там мы все нескончаемо болели, – рассказала Лариса. – Потом нам сказали, что дом был построен на территории бывшего кладбища, и мы решили оттуда съехать.

Воспоминания бабы Груни

Когда семья стала владеть всей половиной дома на втором этаже, хозяева раскрыли исторические дверные проемы, которые были заколочены досками. И оказалось, что в этом особняке, который по своему типу является доходным домом, по сути, анфиладная планировка. То есть комнаты соединены сквозными дверными проемами.

– История у особняка весьма разноречивая, – говорил Лариса. – У нас была соседка баба Груня 1901 года рождения. В этом доме она дожила до 93 лет. И рассказывала, будучи в твердом уме и трезвой памяти, что 13-летней девчонкой ходила сюда к купцу стирать вещи. По ее словам, ему и его детям принадлежали все три дома. Сыновья выросли, женились и построили свои дома позади главного особняка. У купца были дочки, и у каждой была своя комната. На каждом этаже была большая ванная. В общем, ни слова о том, что здесь был доходный дом, она не говорила. А когда случилась революция, то у купца все отобрали, сделали коммуналки, и наша баба Груня сюда заселилась.

-5

При перепланировке сквозные проемы закрыли, соорудили выходы внутрь дома. В каждую комнату поставили по печке, вывели в коридор топки. У каждой двери стояло помойное ведро. Ремонт и благоустройство дома сделали только в 1970-е годы. Тогда же сюда провели отопление и воду.

– Заметно, что на потолках когда-то была лепнина, но ее практически полностью разрушили печками, – пояснила Лариса. – Мы обшили стены и потолки гипсокартоном. В той части, которая прилегает к брандмауэрной стенке, это необходимо. Противопожарная конструкция выше дома и стоит вплотную к стене. Все это не дает нормально стекать воде при таянии снега, и она попадает под крышу.

Уже несколько лет муниципальные службы грозятся поставить дом на капитальный ремонт крыши, но все время находятся более насущные проблемы.

Дом из добротного листвяка

– По сути, мы здесь особо ничего и не делали, полы и стены в доме хорошие, – вспоминает Лариса. – Очень крепкие конструкции – стены из 30 сантиметрового листвяка, который по всем правилам год выдерживали в воде. Помню, мы провели вентиляцию в санузле, и я попросила просверлить пять дырок в стене. В итоге рабочие три дня перфоратором пытались проделать эти отверстия, а из-под бура шла плотная белая стружка.

В доме у Ларисы чувствуются гармония и соразмерность во всем, когда глаз не цепляется за какие-то объекты, а сама атмосфера умиротворяет. Здесь совсем не слышно шума улицы из-за толстых стен. Высокие потолки создают ощущение воздуха. Смущает только висящая в окне надпись «Продается».

– Мы любили и любим в этом доме все: его историю, внешний вид, ауру, которая здесь царит, – говорит Лариса. – Еще очень важно, что все здесь в шаговой доступности. У меня дочь – органистка. Она училась рядом в музыкальной школе, потом в колледже. И сейчас, когда она поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию, тоже поселилась в центре. А мы построили себе дом за городом – захотелось жить на природе и любоваться звездами, теперь проводим там все время. Здесь практически не живем. Дети выросли и разъехались, поэтому мы и приняли непростое решение расстаться с домом.

Но не с городом, в котором Лариса продолжает жить и работать вместе со своим супругом.

– Иркутск – самый прекрасный город, – признается Лариса. – Он уютный, красивый и где бы я ни жила, он всегда остается самым любимым. Я не могу напиться и надышаться этим воздухом!

Тип – доходный дом

По документам, которые хранятся в Центре сохранения объектов культурного наследия Иркутской области, памятник регионального значения на улице Карла Либкнехта, 11 был построен в конце XIX – начале ХХ века. Он расположен в окружении деревянной жилой застройки этого времени на бывшей Саламатовской улице главным юго-западным фасадом в линию застройки. К юго-восточной стене дома примыкает брандмауэр из песчаника.

Дом относится к типу доходных и представляет собой двухэтажную постройку с протяженным главным фасадом – в восемь осей. Кровля двускатная с вальмом над боковым фасадом. Ее углы и центр со стороны главного фасада украшены башенками – пирамидами, завершающимися четырехгранными, криволинейными главками со шпилем. Острым углом поднимается и врезается в прилегающую грань башенки карниз. Скаты карниза и башенок имеют деревянное, чешуйчатое покрытие. Фриз дома зашит вертикальными досками. Стены имеют горизонтальную обшивку калеванным тесом. Окна прямоугольные с прямым профилированным сандриком. Наличники окон первого этажа с двустворчатыми филенчатыми ставнями. У окон второго этажа вместо ставень небольшие декоративные доски. Свес кровли, нижняя граница фриза, наличники и лопатки дома обильно украшены пропильной резьбой. Декор выполнен в неорусском стиле. Над входами в дом двускатные козырьки на кованых ажурных кронштейнах. Фундамент бутовый.

Растительный орнамент

По традиции мы дарим хозяйке этого гостеприимного дома особенный подарок – серьги с орнаментом, который украшает межоконное пространство на втором этаже. В коллекции иркутских дизайнеров творческого дуэта ЛеНо Михаила Топорищева и Елены Орловой этот узор – цветущая ветвь – появился очень давно. Мимо такого красивого и замысловатого узора просто невозможно было пройти.

-6

Если обратиться к символике узора, то мы видим в орнаменте листья, цветы и завитки. Исследователи считают, что все вместе это символизирует развитие и расцвет жизни. Угодил хозяйке и гармонирующий с этим значением зеленый цвет украшения.

«Самый распространенный мотив пропильной резьбы – растительный, ведущий свое происхождение от древнерусского узора «трава». В основе узора лежат извивающиеся ветви, листья, побеги, цветы, плоды. Для растительного орнамента характерна многозначность образов, переходящих из одного в другой», – пишут в своей книге «Город и дерево. Архитектура и ремесло» Ирина Калинина и Надежда Красная.