Здания, возведенные при участии нашего сегодняшнего собеседника – заслуженного строителя Башкортостана, почетного строителя России, – знает каждый житель и гость столицы. В их числе визитная карточка города – соборная мечеть «Ляля-Тюльпан», Национальный молодежный театр имени Мустая Карима, ледовый дворец «Уфа-Арена» и много других знаковых объектов. Сегодня Марат Васимов возглавляет Инвестиционно-строительный комитет города Уфы, является председателем Горсовета и секретарем уфимского отделения «Единой России». В преддверии Дня строителя мы, конечно же, поговорили с ним о росте и развитии города, но также затронули и иные важные темы. Впрочем, обо всем по порядку.
– Марат Васфиевич, в чем, на ваш взгляд, особенность пятого созыва?
– На первом рабочем заседании Горсовета, избранного в 2021 году, Александр Сидякин, тогда еще руководитель Администрации Главы Башкортостана, «авансом» назвал этот созыв историческим и отметил, как много в предстоящую пятилетку придется потрудиться депутатам. На период действия наших полномочий в 2024 году выпадает 450-летний юбилей Уфы. В связи с этим и перед Горсоветом, и перед Администрацией города стоят серьезные масштабные задачи. На прошлый созыв пришлось начало пандемии, и было важно оперативно адаптироваться к ее условиям. Новое время принесло новые вызовы. Депутаты – связующее звено между людьми и властью, и наша основная задача – улучшать качество жизни горожан, прислушиваться к их требованиям и инициативам, помогать их воплощать – неизменна. Это очень ответственная миссия.
– К слову о работе с жителями. Не так давно председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что если депутат не любит людей, то это и не депутат вовсе, а ошибка избирателей. Вы согласны с таким суждением?
– На сто процентов. Депутат, который не любит людей, – не депутат, а функционер. Неважно при этом, какого ранга народный избранник – депутат Госдумы, Госсобрания республики, Горсовета или сельского поселения. Да, люди бывают разные, и на приемах случается всякое, но определенно депутат должен относиться к каждому человеку если не с любовью, то как минимум с уважением.
– Как любить людей, если они бывают недовольны, критикуют депутатов?
– Это другой вопрос. Почему к народным избранникам порой относятся «не очень»? Потому что: «Мы им нужны, только когда на носу выборы. Стоит отдать свои голоса – не видим их и не слышим».
Конечно, так нельзя. После выборов депутатская деятельность, собственно, только начинается. Для всего, что обещано на предвыборных встречах, появляются возможности и полномочия. Как председатель Горсовета я стараюсь показать депутатам пример, в месяц провожу четыре личных приема граждан: два в своем избирательном округе в Деме, два – в городском Совете, где встретиться со мной может житель любого района Уфы.
В последнее время мы практикуем и выездные совместные приемы с другими депутатами, в их округах. Так у меня есть возможность непосредственно в районах видеть отдельные болевые точки и узнавать, как работают депутаты на местах. На эти встречи, как правило, приглашаем и руководителей структурных подразделений районных администраций, представителей управляющих и обслуживающих организаций жилищного фонда. Поэтому зачастую вопросы посетителей удается решать очень оперативно.
– Было ли такое обращение жителей, которое вас особенно тронуло?
– Для каждого жителя, который ко мне приходит и доверяет мне, его проблема – самая важная. Поэтому считать одну более значимой, а другую – менее, невозможно, неправильно. Мелочей в таких вопросах не бывает. И необходимость в спортивной площадке, и потребность в ремонте подъезда, и отсутствие пандуса в доме, из-за чего ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может выйти на улицу, – меня задевает все. Везде, где чем-то можно помочь, нужно помочь.
– Вы никогда не скрывали, что считаете своим наставником Ульфата Мансуровича Мустафина. Правда ли, что именно он убедил вас впервые участвовать в выборах в Горсовет?
– Это так. На тот момент мы с ним уже были давно знакомы. Если честно, я баллотироваться не хотел. Но он сказал: «Марат Васфиевич, надо! При твоей любви к детям, родителям, людям ты должен стать депутатом». И я решился.
Это теперь, к своему пятому созыву, по результатам реальной работы меня уже хорошо знают горожане. А в первый раз было нелегко, и пройти получилось потому, что «выборы делают ноги» – это я понял именно тогда.
Накануне последних выборов в моем округе, Демском районе, фактически не осталось ни одного двора, предприятия, где бы я не побывал, ни одного коллектива, с которым бы не познакомился. В день проводили по пять-шесть встреч, я рассказывал о своей программе, узнавал проблемы жителей. Идя на избирательные участки, люди уже знали нас в лицо. Все наказы, которые я тогда получил на встречах с жителями, взяли в работу и сейчас делаем все возможное для их реализации в правовом поле.
– У вас огромный опыт в строительной сфере. Как он помогает в работе в Горсовете? И как выстраивается взаимодействие с Ассоциацией застройщиков республики?
– За 40 лет работы в строительном комплексе Уфы я досконально узнал город, и, конечно, это очень помогает. А Инвестиционно-строительный комитет Уфы, которым я сейчас руковожу, – один из четырех соучредителей ассоциации. В целом она объединила 31 застройщика. И если депутаты, как я уже сказал, являются связующим звеном между людьми и властью, то ассоциация служит неким мостиком между властью и девелоперами. Раз в месяц проходят выездные заседания с участием руководителей республики, Администрации города. Прежде, до появления объединения, диалога в таком тесном формате не было.
– Большое внимание ассоциация уделяет вопросам комплексного развития территорий. Удается ли Уфе придерживаться этого курса?
– В том, чтобы рядом с новыми домами появились детские сады, школы, поликлиники и другие нужные объекты, в первую очередь заинтересованы сами застройщики. Скажем, возводится микрорайон, в котором нет необходимой социальной инфраструктуры, а рядом – другой, где все есть. В каком из них жилье станут покупать активнее? Конечно, во втором, хоть и цена там будет выше. Проблема лишь в том, что одновременно построить все школы и детсады нереально. На собственные средства девелоперы это сделать не могут, экономически не потянут. Поэтому ассоциация подняла вопрос о том, чтобы вместе с властью продумать возможности для ускорения строительства социальных объектов. Сейчас действует множество федеральных программ и нацпроектов, те же «Демография» и «Образование». Чтобы попасть в них, нужны, например, проект на детсад, площадка под него, техническая возможность для присоединения инженерных сетей. Девелопер вполне может это обеспечить, благодаря чему у республики появляется шанс на включение в госпрограммы. В результате такое взаимодействие выгодно всем, особенно горожанам.
– Не можем не спросить о причинах недавнего роста цен на рынке первичного жилья.
– К сожалению, все экономические, политические изменения, в первую очередь сказываются на строителях. Самый же главный показатель, влияющий на нашу деятельность, – доходы жителей, доходы города: когда они повышаются, люди начинают покупать жилье, и строительный бизнес растет, и наоборот. Мы говорим о базовом законе экономики: спрос рождает предложение.
– Поговорим о ближайшем будущем. Каких целевых показателей по застройке придерживается город, и насколько в нынешних непростых условиях они достижимы?
– Есть задача, поставленная Президентом страны, – ежегодно строить минимум по одному квадратному метру на каждого жителя. В Уфе свыше миллиона человек – значит, необходимо достичь уровня в миллион квадратных метров в год. Это нелегко, но выполнимо. В прошлом году в Башкортостане с населением четыре миллиона ввели в эксплуатацию рекордный объем жилья – 2,9 млн «квадратов». Насколько я владею статистикой, за пять месяцев 2022-го уже построили 1,2 млн, и этот показатель превысил результаты за аналогичный период прошлого года на 14%, благодаря чему республика вошла в топ-10 регионов России. Стройка идет, не останавливается, даже в условиях западных санкций. Обеспечить такую стабильность удалось во многом благодаря переходу в 2019 году на эскроусчета и проектное финансирование. Да, сегодня реализуется меньше квартир, как следствие – пополняемость эскроу-счетов снижается, а ставка по кредитам для компаний увеличивается. Но мы держимся. Строительство продолжается.
– Порой после очередных новостей о реновации в Москве наши уфимские читатели звонят в редакцию и спрашивают, не планируют ли сносить в городе «хрущевки»? Стоит ли им этого бояться?
– Реновации не надо бояться – только с радостью ждать. Конечно, в свое время массовое строительство «хрущевок» помогло решить проблему нехватки жилья. Но насколько они отвечают современным стандартам? Удовлетворяют ли потребности сегодняшних уфимцев?
Когда-то в «хрущевки» людей переселяли из бараков, и на тот момент пятиэтажки считались более комфортным жильем. Но сейчас СНиПы другие: в новостройках на каждого жильца рассчитывают минимум 25 квадратных метров. Сравните с трехкомнатными «хрущевками» площадью 35 – 40 «квадратов», куда раньше переселяли по три-четыре человека. Плюс к этому нужно брать во внимание гарантийный срок эксплуатации объектов – у каждого он свой.
В любом случае, в Уфе процесс пока в самом зародыше, на уровне расчетов – не проектов.
– Многие дети, выбирая профессию, ориентируются на родителей. Но у вас все сложилось иначе, не так ли?
– Отец был агрономом, мама работала учителем и очень хотела, чтобы я стал врачом.
Помню, еще учился в школе, когда в моем родном селе Старобалтачево начали возводить Дворец культуры. В деревнях такие масштабные стройки редкость. Мы с ребятами помогали строителям: подавали кирпичи, уносили мусор. На наших глазах стены нового здания постепенно росли, дворец обретал контуры, и это действо так меня заворожило, что я решил и сам стать строителем. Школу окончил с золотой медалью и в сельхозинститут мог поступить без экзаменов, а на стройфак нефтяного института был конкурс – десять человек на место. И все-таки я не пошел по легкому пути.
– Наверняка как у строителя у вас есть особая мечта: что хотели бы возвести в Уфе?
– Дайте подумать… Я построил очень много разных домов, строил театры, ледовый дворец, спорткомплексы, мечеть, загс, дворцы культуры, поликлиники, больницы, школы, детские сады. Даже общественную баню! А что еще бывает? Что еще можно построить?
– Некоторые коллеги отзываются о вас как о человеке основательном, не бросающем слов на ветер. Другие отмечают вашу строгость и требовательность. А каким руководителем вы себя сами считаете?
– Я очень строг, но только в вопросах, касающихся работы. И да, я требователен, ведь человек, получающий зарплату, должен выполнять свои обязанности. Бывает, сильно ругаюсь, но никогда – это принципиально! – не касаюсь личностей. Своих сотрудников уважаю, это моя команда.
– Когда выдается немного свободного времени…
– Я выезжаю на рыбалку! Очень ее люблю. Но если времени чуть больше, еду за двести километров в Балтачевский район к маме. Пятого июля ей исполнилось 94 года. Рядом с ней – мое место силы.
– Наверное, можно и не спрашивать о вашем любимом районе Уфы? Демский?
– Дему я уже называю своей второй малой родиной.
– А любимые места в городе есть?
– Например, ботанический сад и парк Лесоводов. К сожалению, давно там не был. С этим местом связаны теплые воспоминания: первые студенческие годы, футбол, шашлыки, долгие прогулки.
– Расскажите о любимых книгах.
– На прикроватной тумбочке у меня лежит томик Омара Хайяма. Рядом – атлас мира, пригождается, когда смотрю по ТВ новости. Тут же сборник средневековых притч, удивительно, насколько они и сегодня актуальны. А, еще книга диетических рецептов.
Ну, а самая любимая моя книга – это «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл. Скарлетт О`Хара – уникальная героиня. И эта ее коронная фраза «Я подумаю об этом завтра»…
– А в своей жизни ее используете?
– Да, но в другом смысле. Когда предстоит принять очень важное решение, я никогда не действую импульсивно, на эмоциях. Говорю: «Давайте я пересплю с этой мыслью».
Беседовала Арина АСТАФЬЕВА