Найти тему
Православие.ONE

Старец-затворник: "Если бы ты знал, какие враг делает усилия, чтобы отклонить человека от Бога"

Начало своей монашеской жизни будущий подвижник положил в Оптиной пустыни, неся послушание с другим будущим старцем Амвросием. Отец Александр окормлялся так же у старца Леонида. Такая духовная дружба светильников Божиих не прекратилась и впоследствии. Неудивительно, что отец Александр был истинным пастырем, имея такую духовную поддержку в молодости.

Преподобный Амвросий уже потом нередко присылал своих чад в Гефсиманский скит к отцу Александру на исповедь.

Много лет прожил в Оптиной старец, а затем по совету преподобного Амвросия в Николо-Черноостровском монастыре в городе Малоярославце Калужской губернии. Здесь он прожил пять с половиной лет и был сначала рясофорным, а затем и мантийным монахом, и при пострижении наречен Агапитом.

А в 1851 году, поступив в скит по благословению святителя Филарета, отец Агапит построил келью на пчельнике, по примеру Георгия, затворника Задонского, чтобы проводить жизнь свою в безмолвии.

В 1858 году многие старцы скита стали уходить в глубь леса, чтобы жить в безмолвии по примеру великих подвижников. В это же время отец Агапит принимает схиму и получает снова имя Александр.

23 ноября 1862 года святитель Филарет благословил отца Александра на полное затворничество. В 1871 году, отслужив раннюю обедню в Успенском храме, он затворился в келье и прожил в ней до самой своей блаженной кончины.

Однако Господь не полностью скрыл этого подвижника. И стало известно где находится старец, люди стали ходить к нему за советом. Старец очень переживал о том, так как не любил известности и славы, говоря:

Горе тому, слава которого выше дел его.

9 февраля 1878 года старец мирно отошел ко Господу.

Стоит отметить, что у отца Александра был келейник, ещё один подвижник веры, будущий старец преподобный Герман (из Зосимовой пустыни). Как мы видим преемственность старцев сохранялась и тем вера их была действительно истинной. Именно он, живя при старце 7 лет, смог записать все наставления отца Александра, которые мы теперь можем читать.

-2

10 духовных советов старца Александра Затворника Гефсиманского скита (1810–1878)

1. Добродетели достигаются усиленными трудами и долгим временем. Тогда-то будешь ты их ценить, когда они достанутся тебе чрез труды твои. Если же что без трудов приобретено, то скоро и потерять можно. Мы бываем спокойны, когда беспрепятственно можем исполнять все свои желания и когда ничто нас не тревожит; захотим что есть, едим; захотим пить, пьем; захотим спать, спим; захотим пройтись куда, тоже себе не отказываем; а если захотим бороться против этого, то увидим скорби.

2. Больше молчи и не внимай никаким помыслам, даже и добрым, никого не осуждай и не раздражайся. Авва Арсений сказал одному брату: «Молчи, непрестанно молчи».

3. Необходимо потребно для спасения смирение: насколько человек смирит себя пред Господом, настолько и обрящет благодать. В житии святого Евстафия Плакиды (20 сентября) мы читаем, что Господь явился ему и сказал: «Егда же в глубину смирения приидеши, Аз вознесу тя и прославлю на небеси пред ангелы Моими». «Многие, – говаривал старец, – творили великие добродетели и даже претерпели некоторые мучения, как видим мы из слов пятидесяти святого Макария Египетского, а после впали в гнусные страсти и погибли».

- Батюшка, это всё трудно и сложно на деле. Это страшно даже. Как тут спасёшься?

Картина "Схимник". Владимир Кириллов
Картина "Схимник". Владимир Кириллов

- Со смиренномудрием легко можно спастись, если захотеть; надо полагать, – ответил старец. – Они погибли, не имея этой добродетели, то есть смирения, понадеялись на себя и развратились.

4. Не за то мы будем осуждены, что не совершили великих подвигов внешних и добродетелей (это все хорошо, но при внутреннем делании и когда совершается со смирением) или не творили чудес, а за то, что не плакали о себе. Будем осуждены за наше неправильное (высокое) мнение о себе и за успокоение себя и совести своей такими помыслами (то есть будто достаточно одних внешних добродетелей).

5. Поститься ты научился, но смирять свое сердце не научился; полной пользы не получим от поста, если не научимся смиряться и укорять себя во всем и если не обратим все наше внимание на внутреннее делание наше. Многие много сеяли, но когда пришло время жатвы, ничего не могли пожать: так как сеяли они неразумно, то и ничего не пожали. Но ты, если хочешь послушать меня, исправь то, что неразумно в твоем посте. Пост бывает разумен, когда человек при сем смиряет своего внутреннего человека и очищает сердце свое от страстей.

6. Не желай получить или достигнуть каких-либо духовных дарований; самое это желание неправильно и пагубно. Но старайся хранить себя, как можно более, в глубоком смиренномудрии, а остальное все предай воле Божией. Ибо мы не знаем, полезно ли нам получать какие-либо дарования. И еще скажу тебе: малоразумное дитя просит у отца своего ножик, но отец не дает ножа, зная, что дитя, по неразумию своему, может им себя обрезать. Брате мой, все тщание и все намерение твое обрати на то, чтобы увидеть себя, как пишет о сем Святый Исаак Сирин: «Сподобившийся увидеть себя, той лучший есть сподоблынагося увидеть ангелов».

7. Увидеть себя – это значит сознать себя великим грешником, и счесть себя хуже всякого великого грешника, увидеть свои грехи паче песка морского и недостойным себя считать даже хождения по земле.

8. Человеческое сердце как зеркало или чистое стекло; если оно чисто от страстей и пороков, то эту чистоту только и видит во всяком человеке и никого не осуждает и не порицает. Поэтому надо молить Господа Бога, дабы даровал нам «зрети своя прегрешения и не осуждати брата моего» (молитва святого Ефрема Сирина). Как велик этот грех осуждения ближних и какую великую доставляет нам потерю и препятствие ко спасению, – об этом Спаситель наш Иисус Христос сказал в святом Евангелии: «Не судите, да не судими будете, имже судом судите, судят вам» (Мф. 7, 1–2). Но если сердце у кого нечисто и осквернено страстями и пороками, то эту нечистоту видит почти во всяком человеке, за всеми замечает и подозревает дурное.

9. Если бы ты знал, какие враг делает усилия, чтобы отклонить человека от молитвы; враг готов дать тому человеку все сокровища мира. Знает он, коварный, какие человек приобретает блага чрез молитву.

10. Трудно спастись без смирения. Хотя бы мы познали всю мудрость сего века, но если у нас не будет смирения, то толку никакого не будет, и душа наша будет пуста, если только на одном познании будем основываться.

Спасибо всем за внимание и до встречи на нашем канале!