Найти тему

Кандидат в джигиты товарищ Зельдин

Великие шедевры, как известно, рождаются порой из сущего пустяка. Идея снять фильм «Свинарка и пастух» пришла в голову знаменитому советскому режиссеру Ивану Пырьеву после того как он купил сувенирную шкатулку на ВДНХ. Там была изображена молодая девушка и пастух, играющий на свирели.

Однако чтобы усложнить сюжет, Пырьев придумал, что возлюбленным героини должен стать кавказец. Казалось бы, в чем здесь может быть проблема? В Советском Союзе кавказцев было хоть отбавляй. Но ни один из них не подошел Пырьеву.

Он перепробовал сначала массу грузинских актеров, потом осетинских – все не то. Рассказывают, что прославленный кинематографист был уже на грани отчаяния, когда ассистенты привели к нему стройного молодого человека с горящими глазами – Владимира Зельдина.

«Да вы что! – возмутился Пырьев. – Он же русский!» Тем не менее помощники оказались настойчивыми и режиссер сдался, сделал пробы. И все-таки он продолжал пребывать в сомнениях. Наконец ему пришла в голову счастливая мысль.

Пырьев собрал в просмотровом зале весь многочисленный женский коллектив фильма и запустил кадры из проб с разными актерами. Решение женщин было единогласным и безоговорочным – только Зельдин!

Начались съемки. На Кавказе Зельдина все принимали за своего, и ни кому даже в голову не могло прийти, что он русский. Понятное дело, что каждый норовил заманить его к себе в дом на застолье.

Кстати, все конные трюки актер исполнял сам, так как закончил кавалерийскую школы и прекрасно чувствовал себя в седле. Между прочим, вместе с ним учился в той школе Василий Сталин и дети Микояна.

Идиллию нарушила война. Съемочная группа в спешке вернулась в Москву. Зельдина, как и других актеров призывного возраста, мобилизовали на фронт. Он успел три месяца проучиться на механика-водителя танка, когда пришло срочное распоряжение вернуться на съемки.

В дело вмешался сам Сталин, которому показали уже отснятые фрагменты фильма. Разумеется, пойти против мнения вождя народов в те годы никто бы не осмелился.

Итак, съемки продолжились. Но немцы к тому моменту уже успели подойти к Москве. Сцены на ВДНХ снимали между бомбежками. Артисты вынуждены были смеяться, а им хотелось плакать. Пырьев выходил из себя и орал на них, кричал, что солдаты не плачут.

Вышедший на экраны фильм имел невиданный успех, а Зельдин снова стал рваться на фронт, чтобы защищать Родину. В действующие войска его так и не отправили, но в составе фронтовых бригад артистов он все-таки не раз побывал на передовой.