Книгу из серии "Я помню ее такой..." "Моя сестра - Елена Блаватская" купила, по большому счету, из-за повести Веры Желиховской "Как я была маленькой". Люблю читать мемуары и воспоминания о детстве известных людей, особенно ярких представителей царской России. Вера Желиховская - писательница и родная сестра легендарной Елены Петровны Блаватской (урожденной фон Ган). В повести рассказывается о детских годах двух сестер. Вторая же часть содержит весьма противоречивые воспоминания о Елене Петровне писателя Всеволода Соловьева.
Что говорить, Елена Петровна была неоднозначной личностью. Споры о ней не утихают до сих пор: кто-то считает ее шарлатанкой, кто-то величайшей женщиной-мистиком своего времени, философом, оккультистом. Она проповедовала свое собственное учение, в 1875 году основала в Лондоне Теософское общество. Не прошло мимо нее и повальное увлечение спиритизмом. В начале 1860-х годов Блаватская устраивала спиритические сеансы в России, ставшие главным развлечением аристократии. Сергей Юльевич Витте, двоюродный брат Блаватской, так вспоминал эти события:
«Помню её (Блаватскую) в то время, когда она приехала в Тифлис… Лицо её было чрезвычайно выразительно; видно было, что она была прежде очень красива… Я помню, как к нам каждый вечер собиралось на эти сеансы высшее тифлисское общество… Как мне казалось, моя мать, тётка моя [Надежда] Фадеева и даже мой дядя Ростислав Фадеев — все этим увлекались… В это время адъютантами Барятинского были граф Воронцов - Дашков, теперешний (1911) наместник кавказский, оба графа Орловы - Давыдовы и Перфильев, — это были молодые люди из петербургской гвардейской jeunesse dore’e (золотой молодёжи); я помню, что они все постоянно просиживали у нас целые вечера и ночи, занимаясь спиритизмом. … Так, например, раз при мне по желанию одного из присутствующих в другой комнате начало играть фортепиано, совсем закрытое, и никто в это время у фортепиано не стоял».
Правда, потом сама Блаватская осуждала медиумов и спиритов. Писала она об этом так: «Я клянусь навсегда покончить с подобными сеансами — они слишком опасны, а у меня нет опыта и не хватает сил, чтоб справляться с нечистыми духами, которые могут подступиться к моим друзьям во время таких собраний»...
Я не возьмусь читать ее монументальные труды, вроде "Разоблаченной Изиды" или знаменитой "Тайной доктрины", но повесть Желиховской рекомендую всем любителям мемуаров и старины. Воспоминания же Соловьева, на мой взгляд, слишком пристрастны. Опубликованы они были уже после смерти Елены Петровны. "Радда-бай", как сама себя называла Блаватская, уже не могла ответить на эту и подобные ей провокации.
Как бы то ни было, Елена Блаватская - женщина незаурядного ума, ставшая в свое время целым событием в кругах мистиков, философов и религиозных деятелей. О ней говорили и продолжают говорить разное, а истина... Истина, как всегда, где-то посередине! (ну или, где-то там. Фанаты "Секретных материалов" поймут!)
P.S. книгу заказывала на Wildberries всего за 122 рубля. Твердая обложка, белая, качественная бумага. Цена - просто подарок!