Найти в Дзене

Россия против Украины или гражданская война на Западе

Недавно канадский психолог и теоретик ультраправых СМИ Джордан Питерсон обрисовал важную перспективу. В подкасте под названием "Россия против Украины, или гражданская война на Западе", он выявил взаимосвязь между войной в Европе и конфликтом между либеральным мейнстримом и новым правым популизмом в Северной Америке и Европе

Питерсон выступает своего рода метафизическим защитником России. Ссылаясь на дневники Достоевского, он предполагает, что западноевропейский гедонистический индивидуализм намного уступает русской духовной культуре. Психолог называет современную западную либеральную цивилизацию: “дегенеративной”. Он описывает постмодернизм как трансформацию марксизма, который стремится разрушить основы христианской цивилизации. С этой точки зрения война на Украине - это борьба между традиционными христианскими ценностями и новой формой коммунизма.

Эти взгляды будут близки любому, кто симпатизирует премьер-министру Венгрии или следил за восстанием в Капитолии 6 января 2021 года. Как сказал Джон Блэк в эфире CNN, в тот день “многие американцы впервые осознали, что США столкнулись с растущим христианским белым националистическим движением”, которое “использует христианский язык, чтобы замаскировать сексизм и враждебность по отношению к чернокожим и небелым иммигрантам в своем стремлении создать христианскую белую Америку”. "Это мировоззрение уже настолько глубоко проникло в религиозный мейнстрим, что на практике любой консервативный христианский пастор, пытающийся бросить вызов его идеологии, подвергает риску свою карьеру”.

Тот факт, что Петерсон занял пророссийскую и антикоммунистическую позицию, указывает на более широкую тенденцию. В Соединенных Штатах многие законодатели от Республиканской партии избегают поддержки Украины. Джей Ди Вэнс, кандидат от Республиканской партии в штате Огайо, получающий поддержку Дональда Трампа, считает “оскорбительным и стратегически глупым выделять миллиарды долларов на Украину, игнорируя проблемы в нашей стране”. Мэтт Гетц, член парламента Флориды в Палате представителей, пообещал прекратить поддержку Украины со стороны США, если его партия получит контроль над палатой представителей в ноябре.

Но означают ли выводы Питерсона о том, что война в России и альт-правые в США являются отрядами нового глобального движения, что левые должны, таким образом, встать на противоположную сторону? Здесь не так все просто. Хотя Питерсон утверждает, что выступает против коммунизма, он нападает на одно из главных достижений глобального капитализма. Как писали Маркс и Энгельс более 150 лет назад в первой главе Коммунистического манифеста :

"Буржуазия, где бы она ни пришла к власти, разрушила все патриархальные условия жизни. Все, что связано с общественным порядком и стабильностью, испаряется, все святое оскверняется, и люди считают себя наконец обязанными хладнокровно обдумать свое положение в жизни, свои взаимоотношения”.

Левые культурологи намеренно игнорируют это наблюдение и по-прежнему фокусируют свою критику на патриархальной идеологии и практике. Однако критика патриархата, несомненно, достигла апофеоза именно в тот исторический момент, когда патриархат утратил свою гегемонистскую роль, то есть когда рыночный индивидуализм смел его. В конце концов, что говорить о ценностях патриархальной семьи, когда ребенок может подать в суд на родителей за халатность и жестокое обращение (что означает, что родительство - это просто еще один временный контракт между людьми, которые максимизируют полезность)?

Конечно, эти ”левые" - волки в овечьих шкурах, которые называют себя радикальными революционерами, защищая правящий истеблишмент. Сегодня разрушение досовременных общественных отношений и форм зашло гораздо дальше, чем мог себе представить Маркс. Все аспекты человеческой идентичности в настоящее время становятся вопросом выбора; природа все чаще становится объектом технологических манипуляций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нехватка российского газа может стать последним гвоздем в крышку гроба немецкой экономической модели

Таким образом, ”гражданская война", которую Петерсон видит на развитом Западе, является химерой, конфликтом между двумя версиями одной и той же глобальной капиталистической системы: развязанный либеральный индивидуализм против неофашистского консерватизма, который стремится объединить капиталистический динамизм с традиционными ценностями и иерархиями.

Здесь налицо двойной парадокс. Западная политкорректность вытеснила классовую борьбу, породив прогрессивную элиту, которая утверждает, что защищает находящиеся под угрозой расовые и сексуальные меньшинства с целью отвлечь внимание от экономической и политической власти своих членов. В то же время эта ложь позволяет ультраправым популистам представлять себя защитниками “настоящих” людей перед корпоративными и государственными элитами, даже если они тоже занимают командные посты на высотах экономической и политической власти.

Наконец, обе стороны борются за кормушку системы, к которой они полностью причастны. Ни один из них на самом деле не защищает эксплуатируемых и не заинтересован в солидарности рабочего класса. Следствием этого является не то, что "левые“ и ”правые" являются устаревшими понятиями, как часто считается, а скорее то, что культурные войны вытеснили классовую борьбу как двигатель политики.

Где же Европа со всем этим? Саймон Тисдалл в "Гардиан" рисует мрачный образ: "Цель Путина - обнищание Европы. Используя энергию, продовольствие, беженцев и информацию в качестве оружия, российский лидер распространяет экономическую и политическую боль, создавая условия войны для всех. Приближается долгая, холодная европейская зима, полная бедствий, нехватки энергии и беспорядков... Замерзшие пенсионеры, голодающие дети, пустые полки супермаркетов, недостижимый рост стоимости жизни, девальвация заработной платы, забастовки и уличные протесты - все это указывает на кризис, подобный кризису Шри Ланка. Преувеличение? Я так не думаю.”

Чтобы избежать тотального конфликта, который закончится беспорядками, государственному аппарату, в тесной координации с другими государствами и опираясь на местную мобилизацию людей, придется регулировать распределение энергии и продовольствия, возможно, прибегая к помощи администрации, отвечающей за Вооруженные силы. Таким образом, у Европы есть уникальная возможность отказаться от очаровательной жизни изолированного благополучия, пузыря, где цены на газ и электроэнергию вызывают наибольшую озабоченность.

Европа находится под угрозой и нуждается в мобилизации не только в военном, но и в социальном и экономическом плане. Мы должны использовать этот кризис, чтобы изменить наш образ жизни и принять ценности, которые спасут нас от катастрофы в ближайшие десятилетия. Это может быть нашим единственным шансом.