В небе над Чёрным морем творится что-то необъяснимое. У самолётов-разведчиков периодически происходят сбои в электронике. Проблемы с двигателем не раз возникали у пилотов F-35. И только российские летчики ни на что не жалуются. О причинах происходящих «аномалий» поведаем далее.
Расследование горючего
Истребители-бомбардировщики F-35 не вылетают к берегам Крыма и избегают Кавказ. По одной из версий, со ссылкой на американских экспертов уточняется, что на подлёте к полуострову на табло высвечивается надпись check engine («проверьте двигатель»). Известно Американские конструкторы вдоль и поперёк изучили самолёты. Но особых результатов это не дало. Видимых сбоев они не нашли.
Тогда решили обратиться к полётным записям. По ним узнали о случаях «падения оборотов турбины и нарушения процесса горения топлива». При расследовании выяснилось, что при заправке был использован чистый керосин без примесей. На этом анализ топлива в 2018 году был закончен.
Неприятная новость для самолётов недружественных стран
Как стало известно, американцы хотят использовать свои истребители F-35 над Чёрным морем. Однако Россия приготовила для них неприятный сюрприз.
Основу средств ПВО РФ на Черноморском побережье составляют российские ЗРК С-300 «Фаворит». Хотя заявляется, что они уязвимы перед американскими F-35, которые имеют современную стелс-защиту от средств радиоэлектронного обнаружения.
Но эти доводы можно подвергнуть сомнению. Во-первых, радар С-300 работает в метровом диапазоне (технологии понижения радиолокационной заметности здесь бесполезны). Во-вторых, С-300 имеет осколочно-фугасную боевую часть (то есть осколками накрывается целая область).
Тем не менее в ближайшее время российские комплексы будут заменены на новейшие — ЗРК С-300ПМ-2. Они позволяют обнаруживать истребители пятого поколения на расстоянии 200-250 километров. При попытке приближения или нарушения воздушного пространства России они будут сопровождать американские F-35. При этом им удастся обойти системы подавления самолётов НАТО.
К полной замене готовятся стоящие в Ростовской области и Крыму комплексы С-300. Это значительно повысит непроницаемость российского воздушного пространства.
IT-проект SFERA совершенствуется с каждым днём. Чтобы быть в курсе новостей, переходите по ссылке на сайт. Проект благодарит за поддержку и открыт для инвестирования.
Возможные причины сбоя у F-35
В 2022 году произошёл инцидент с F-35А. Истребитель внезапно ускорился. Пилот не смог погасить высокую посадочную скорость, что привело к частичному разрушению самолёта. Это одно из предположений.
Вторая версия касается рулевых поверхностей воздушного судна. По словам экспертов, они просто «взбесились», части самолёта уклонялись в разные стороны. Согласно отчётам BBC, самолёт и пилот «рассинхронизировались». Бортовой компьютер скомандовал направить нос вниз. Сам пилот действовал диаметрально противоположно, так как пытался прервать посадку и зайти на второй круг. Поняв, что ситуация безвыходна, пилот катапультировался на малой высоте.
Частично разгадка может скрываться в солёной морской воде. После полёта палубные истребители F-35C потеряли радиопоглощающее покрытие корпуса. Возможно, это сильно бы не удивило, но самолёты были в эксплуатации всего несколько лет и считались новыми.
«Троянский конь» от СССР для США
В 70-80-х годах прошлого века наряду с советскими самолётами начали появляться похожие летательные аппараты из Америки. Самолёт с вертикальным взлётом Як-141 совершил первый полёт в 1987 году. Практически в то же время начал эксплуатироваться AV-8B Harrier II. Производство осуществляла американская авиастроительная компания Lockheed Martin.
Американские инженеры решили сравнить советское поворотное сопло со своим. Они частично профинансировали доработку Як-141 в обмен на доступ к техническим данным и документации по советскому СВВП.
После изучения советских чертежей Америка изменила конструкцию поворотного сопла. Фактически чертежи перепроектировали заново. Факт сотрудничества СССР с Lockheed Martin не признали до сих пор. Однако есть информация про невероятное сходство между моделями.
«Проблема в том, что на разработку Як-141 не хватило денег и времени. К тому же непонятен был экспортный потенциал этого самолёта — у СССР к тому моменту было много союзников, но развитый флот не имел практически никто, а использовать такие самолёты в других условиях было не слишком дёшево. В Lockheed пошли другим путём — они планировали освоить крупное поточное производство, поэтому собирали лучшие технологии отовсюду, где это было возможно», — вспоминал Генри Саар, бывший пилот палубной авиации ВМС США.
Как вы считаете, действительно ли был «Троянский конь» от СССР? А, может, это случайность или ошибка перевода чертежей?
🚫Дзен продолжает пессимизировать наши публикации. Мы будем очень признательны, если вы просто поставите лайк и подпишетесь.
Автор:
Полина Кабазина
Предлагаем прочитать другие статьи про российскую авиапромышленность:
Материал создан при поддержке проекта SFERA