Найти тему
Телеканал "78"

Дети, которые рожают: как в Петербурге поддерживают несовершеннолетних матерей

Решение оставить ребёнка, когда тебе самой ещё нет 18-ти, не ставит крест на карьере и личном счастье. Помогают мамы и папы, друзья, вторые половинки. А ещё в Петербурге работает единственная в стране программа «Беременность для несовершеннолетних».

Коллаж 78.ru: pexels.com

За 2021 год в Петербурге на свет появились 55 044 ребёнка. Полсотни тысяч новых людей, судьбы которых зависят от десятков вещей: кто их родители, бабушки и дедушки, в каком районе они будут жить, с кем дружить и где учиться. Ежегодно уже на протяжении десяти лет из 50 тыс. рожениц порядка 150 — это мамы, которым нет 18 лет.

«О моей беременности узнала сначала мама»

Сейчас петербурженке Анастасии Гончаровой 26 лет, и она многодетная мама. Погодок среди её троих малышей нет: между сыновьями 4 и 2,5 года разницы. Своим старшеньким она забеременела в 15-ть от 19-летнего парня, что стало, конечно, шоком. Если бы не мама — неизвестно, жил ли бы сейчас вообще Артемий. Отношения с возлюбленным были практически разорваны, и минутная радость от известия в его глазах казалась искусственной.

— Этот удар помогла мне пережить мама. Я не подозревала даже о беременности. Она и узнала, она и сделала тест. Потом нашла врача и отвезла на консультацию. Никто не настаивал на прерывании. Это произошло всё молча. Приехали на консультацию в 10-й роддом, сделали узи, приняли решение рожать. Был срок восемь недель, — вспоминает события 10-летней давности девушка в эфире программы «Хочу и буду» на телеканале «78».

Девушке пришлось поменять школу — не потому что заставили, даже напротив: друзья отнеслись ко всему нейтрально, а учителя поддерживали. Просто ушла туда, где было вечернее отделение, где убежать от косых взглядов как раз не удалось. Спасало то, что в классе оказалась ещё одна беременная девочка-ровесница.

   Анастасия Гончарова/ Фото: 78.ru
Анастасия Гончарова/ Фото: 78.ru
— Нам было легче вдвоём. Другие одноклассники относились негативно, насмехались, — рассказывает Анастасия.

Беспокоило, что будет дальше. Как это — одна, да с ребёнком, да нет, что называется, надёжного плеча рядом. Помогала только мама, но и этого оказалось достаточно: молодая мама училась, молодая бабушка — сидела с малышом.

— Всё было так легко! Он был такой спокойный. Новые начинания давались с радостью, — признаётся гостья программы.

Потом Анастасия окончила школу, пошла работать. Поговорка «Дал Бог зайку — даст и лужайку» сбылась: в 2017 году девушка встретила свою любовь. Тяжёлых объяснений по поводу того, что она такая юная, а уже «с прицепом», не последовало, потому что сын присутствовал при знакомстве. И это не напугало мужчину, который и сам хотел большую семью. Уже в 2018-м у них появился общий сын, ещё через два года — второй. Назвали Даниилом и Ярославом.

«Я не понимала, что вообще могу быть беременна»

У 20-летней Тамары — похожая с Анастасией история. В 16 лет, хотя у неё и крепкие отношения с любимым мужчиной, она даже подумать не могла, что может забеременеть: рожают ведь только взрослые тёти, а не девочки. Она сдавала экзамены в школе, когда вспомнила, что месячных давно не было. Сделала тест — он показал одну полоску. Подумала, что сказывается давняя болячка «по-женски» и перестала волноваться — такое уже бывало. Изменения заметил кое-кто из близких.

   Фото: личный архив
Фото: личный архив
— Мой парень, уже муж, заметил, что у меня растёт живот, что я начала как-то резко реагировать на запахи сосисок всяких, суши, я не могла это всё воспринимать. И я сделала ещё один тест, который именно показывает сроки в неделях, электронный, и он мне показал, что у меня уже пять недель. Я никому об этом не сказала. Я очень испугалась, и просто попросила маму отвезти меня к гинекологу, — поведала Тамара.

Врач подтвердила беременность и удивилась, как можно было это не заметить, когда уже 16 недель — рожать скоро! И в тот же день девушка впервые услышала сердцебиение своего ребёнка. Будущая мама начала аккуратно говорить о своём положении родительнице и возлюбленному — настолько аккуратно, что те ничего не поняли.

— Я намекала маме и мужу, что я могу быть беременна, но так, в шутку. Они не верили, потому что я такой человек — часто шучу, у меня очень чёрный юмор. И потом, когда я узнала, что беременна, пошла к маме, купила самые дешёвые печеньки и сказала: «Вот, мам, теперь ты будешь бабушкой». Она в слезах, но нормально отреагировала. Мыслей об аборте не было вообще ни у кого. Все знали, что я справлюсь. А парень тогда «расстроился»: «Ну вот, блин, теперь придётся на работу выходить», — со смехом рассказывает героиня программы.

Роды прошли непросто. Из-за искривления позвоночника туго шло раскрытие: оно начиналось, а затем резко прекращалось, процесс родов тоже начинался и резко заканчивался. За две недели до родов, когда Тамара лежала в больнице на сохранении, она в принципе не знала, что такое схватки.

   Фото: личный архив
Фото: личный архив
— Я готовилась, конечно, к этому — по видео, читала книги. Но этого было мало. Когда начались роды, девочки из палаты были постарше, помогали мне, звали врачей, — рассказала героиня выпуска.

Бояться родов в 16 — нужно

Истории, как мы видим, счастливые, но со своими нюансами. У одних нет сильного плеча рядом, другим не хватает простой теоретической информации о том, как быть, когда ты, ребёнок, уже носишь другого ребёнка. Наломать дров, да ещё и под влиянием подростковых гормональных всплесков, можно так, что на всю жизнь хватит разгребать завалы. Анастасии повезло: мама отвезла её в роддом №10, где с 2012 года работает программа «Ведение беременности и родов у несовершеннолетних». Её руководитель, замглавврача роддома Евгений Михайлин, прекрасно помнит свою пациентку: он вёл все три беременности девушки.

— Для меня было впечатлением услышать, что Насте уже 26 лет. Оказывается, так давно программа уже идёт — с 2012 года. Мы организовали её при поддержке Комитета по здравоохранению и Комитета по социальной политике. Она заключается, если коротко, в том, что девочки, если забеременели, узнали, потерялись в первые секунды этого события, они приходят, и мы начинаем их наставлять «на путь истинный». Это и медицинская помощь, и психолог работает. Занятия в центре подготовки к родам, как рожать, как дышать, как работать с новорождённым, пеленать и так далее, — пояснил специалист.

При этом, даже при всём желании помочь маленьким мамам, работающие в программе врачи однозначны в своём мнении о том, плохо ли это или хорошо — беременность у несовершеннолетних.

   Евгений Михайлин/ Фото: 78.ru
Евгений Михайлин/ Фото: 78.ru
— Конечно, это плохо. Было бы нелепо говорить, что это здорово. Это большая медико-социальная проблема. Но если уже случилась у неё эта проблема, надо социализировать, помочь принять это, чтобы она сама здоровая стала, чтобы ребёнок здоровый был, чтобы сохранился ребёнок в кровной семье, — отмечает эксперт.

По его словам, в программе не рассказывают о том, почему не нужно бояться родов. Бояться стоит: беременность в разном возрасте может протекать по-разному и с медицинской, и с психологической точки зрения. Отличие проекта в том, что задействованные в нём знают, как работать с юными роженицами.

— Это то место, где мы обладаем уже колоссальным, по сути, опытом. Наша программа единственная в России, многие лечебные учреждения перенимают наш опыт, я много выступаю на конференциях, общаюсь с другими коллегами. Это место, где не осудят, где не будут смотреть косо — к сожалению, женские консультации этим грешат. Хотя это общее правило, дело не в совершеннолетних — не наше дело, медицины я имею в виду, что там у неё происходит в социалке. Кто-то рожает за 50, кто-то рожает в 13. Мы должны оказывать медицинскую помощь, психологическую, сопровождение и так далее. А наше мнение — оно, в общем-то, при себе может быть, дома где-то. В этой программе вас примут, вас полюбят, вам окажут хорошую медицинскую помощь, хорошее сопровождение, вы уйдёте здоровыми, — говорит медик.
   E
E

Впрочем, добавляет Евгений Михайлин, 16-17 лет — это относительно готовый к родам организм. А бывает, что приходят беременные и в 13-14 лет. И к счастью, им есть куда идти — не только в роддом №10. Ещё существует Центр охраны репродуктивного здоровья подростков «Ювента», которым руководит Марина Ипполитова — главный детский гинеколог Северо-Запада. Они поддерживают направление борьбы с подростковыми абортами.

   Фото: пресс-служба СПб ГБУЗ ГЦОРЗП «Ювента»
Фото: пресс-служба СПб ГБУЗ ГЦОРЗП «Ювента»
— По Петербургу таких 150 в год — родов у несовершеннолетних. Уже много-много лет примерно эта цифра сохраняется, тенденции нет ни к росту, ни к уменьшению. <…> У нас на Северо-Западе довольно прилично всё. Мы и «Ювента» пытаемся это масштабировать в том числе и на Российскую Федерацию. И что-то получается, — отмечает медик.

Здесь ожидаемо всплывает обсуждаемая на протяжении последних десятилетий тема: введение полового воспитания в школах. Не «пестики и тычинки», а профессиональные консультации с экспертами из роддомов, подробными лекциями. Ведь подростки — люди своеобразные. И если бы это было так, то, возможно, в программу беременности несовершеннолетних приходилось идти гораздо меньшему числу девочек. Хотя это зависит от того, в какой среде воспитывается будущая мама.

— Настя вот социализированная девочка, но есть разные беременные. Многие из них из детских домов, из приютов. <…> Они немножко упущены, эти дети. Это не дети алкоголиков, из социальных низов каких-то. Это обыкновенные самые семьи, но где действительно мать — ну как можно не знать, что твоя дочь беременна в 28 недель или в 36 недель, когда она живёт с тобой?

«Эффект недолюбленности»

Спектр причин того, почему девочки рожают в раннем возрасте, довольно широк, говорит психолог Виолетта Кобер. Но есть первостепенные факторы, такие как недолюбленность со стороны родителей. Некоторые папы и мамы не понимают, что есть разница между общением и вопросами о базовых потребностях: о голоде, сделанных уроках и прогулках.

— Нам очень нужно долюбить своих детей — именно долюбить, тогда они не будут пытаться добрать любовь на стороне, — отмечает Кобер.
   Фото: vk.com/Виолетта Кобер
Фото: vk.com/Виолетта Кобер

Второй важный фактор состоит в том, что подростки — это гормональный взрыв, поэтому важно проводить профилактику и честные разговоры. СССР с его отсутствием секса давно позади, но в большинстве семей эта тема до сих пор табуирована. Причём в этом случае к психологу нужно отправлять не ребёнка, а взрослого.

Обсуждать такие вещи — о том, что скоро ребёнок станет взрослым, тело поменяется — нужно тогда, когда начинается влечение к противоположному полу. И тут открывается неожиданная деталь.

— Я скажу момент, который приведёт многих в замешательство и вызовет определённый шок. Вы знаете, что у нас интерес и определённое сексуальное влечение начинается в пять лет? — говорит Виолетта Кобер.
   E
E

Если мы будем терпимее и уважительнее относиться к детям, вероятность того, что они захотят слишком рано стать взрослыми, заметно снизится.