Когда власти начинают говорить о модернизации или реформировании какой-либо отрасли, то всегда встает вопрос — за чей счет данное мероприятие? В сфере ЖКХ делаются совсем неутешительные прогнозы.
Правительство РФ намерено модернизировать систему ЖКХ, изменив, в том числе, законодательные нормы сферы. Также говорится о повышении качества предоставляемых услуг, но лишь часть средств из бюджета покроет образовавшиеся новые траты, а остальные средства, понятно, будут взяты с жильцов. Как показала практика, не более 50% государство готово оплатить, если намечаются какие-то новшества в ЖКХ.
Рост тарифов
Учитывая импортозамещение в разных отраслях, с 1 января могут значительно увеличить тарифы по оплате услуг ЖКХ. Законодательно предусмотрено, что некоторые тарифы ЖКХ не могут увеличиваться выше, чем на 70% от ставки инфляции, то возможны два варианта событий:
- ставку инфляции к концу года повысят, что положительно может сказаться на индексации пенсионных и социальных выплат;
- «отвяжут» рост тарифов ЖКХ от официальной инфляции.
При этом рост тарифов на услуги, которые регулируются региональными властями, может превзойти все разумные пределы. Коммунальщики, как правило, не несут дополнительные убытки/ущерб, а все это ложится на плечи жильцов, причем никакой ответственности за это они не понесут.
К примеру, на сегодняшний день инфляция около 15%, а рост тарифов ЖКХ не может превысить 11%. При этом, с 1 января, с большой долей вероятности, пенсии будут проиндексированы не более, чем на 6% (нам власть скажет, что на 10% уже увеличили с 1 июня). Соответственно, у получателей пенсии могут ощутимо вырасти расходы на оплату коммунальных услуг.
Тариф — «сколько скажут»
Многие россияне подшучивают, что такой тариф действительно скоро введут, вспоминая практику. Еще в начале 2000-х годов организации выставляли счета на оплату так, как вздумается, т.е. без контроля.
Коммунальщики также включают непонятные строки в платежные квитанции, когда, при первой оплате, собственник соглашается с условиями неизвестной ему оферты (лучше бы назвали аферы). Чаще всего эта строка носит название — «Страхование». Кто страхует и отчего — неясно, но понятно то, что получить какие-то деньги — невозможно.
К тарифу «сколько скажут» можно отнести прогноз одного из экспертов Центра аналитики сферы ЖКХ, который прогнозирует, что с 1 января в регионах могут фактически вырасти тарифы от 20 до 30 процентов. Причем реальные траты жильцов и собственников могут быть еще выше.
Перед фактом!
Возвращаясь к планам государства модернизировать сферу ЖКХ, возникает вопрос — а нас спросили? Понятно и ясно, что модернизацией хотят улучшить работу отрасли, когда, вроде бы, не нужно спрашивать мнение населения, так как планы на благо народа. Вот только практика показывает, что отрасль может начать работать лучше, но какова цена этого?
Если проводить модернизацию, то первой графой проектного плана изменений должно значиться — ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО СНИЖЕНИЮ ТАРИФОВ НА ОПЛАТУ УСЛУГ ЖКХ. Только тогда, разработав все детали по снижению, можно переходить к разработке остальных граф плана.
К вопросу трат льготных категорий граждан на оплату услуг ЖКХ Правительство РФ должно подходить с особым вниманием. Уже давно назрела необходимость введения льготы, чтобы на одно жилое помещение пенсионеров полностью освободить от оплаты услуг, а на все остальные объекты в собственности, ввести субсидию/скидку в размере 50%.
Привлечь к ответственности за действия и бездействия коммунальщиков тоже довольно сложно, где никогда не найти виновного, а в конечном итоге всегда страдают жильцы. Поэтому, полагаю, от всей модернизации мы с вами можем ждать только увеличение наших трат. Все идет к этому.
© «КОММЕНТАРИЙ №1»