Найти тему
чопочитать

Как пробиваться начинающим писателям? Советы опытного автора (и мой почти крик души)

Оглавление

Книжному бизнесу сейчас нехорошо. А уж начинающим авторам тем более. Как издать свою книгу? И как сделать так, чтобы она дошла до читателя? Как заинтересовать покупателя и вообще сделать так, чтобы из тысячи книг увидел именно вашу? И причем тут блогеры? Ответы простые и банальные, но не собрать их в один текст я не могла.

Собрала первые попавшиеся дебютные книги авторов, которые были на моей полке. Соседство приятное, правда? Все они изданы хорошо или очень хорошо, это подкупает. Так что самиздат самиздатом, но издательский бизнес никто не отменял
Собрала первые попавшиеся дебютные книги авторов, которые были на моей полке. Соседство приятное, правда? Все они изданы хорошо или очень хорошо, это подкупает. Так что самиздат самиздатом, но издательский бизнес никто не отменял
Давайте сразу оговоримся: это не снобский текст. Я не выступаю в роли обиженной, но очень гордой барышни, к которой очередь из авторов, нет. То есть очередь есть, но я не гордая, с каждым общаюсь. И мне искренне хочется каждому помочь, но и с той стороны хочется стремления к лучшему.

У моего любимого писателя Алексея Иванова есть сайт, который выглядит как привет из нулевых. Там есть страничка с вопросами автору. И это не заплесневевшая гостевая книга, а нормальный такой инструмент, где человек задает вопрос, а писатель оперативно (буквально день-два, не больше) выдает обдуманный ответ. Чувствуется максимальное уважение к читателю. Я тоже задавала и мне Алексей тоже отвечал. Приятно, хоть в итоге и оказалось, что я чушь спросила. Уничтожить собеседника он умеет, я не сомневалась, как раз в этой системе вопросов-ответов он делает это часто. И уничтожает так интеллигентно, что обнять хочется.

И вот ему задали почти подряд два вопроса начинающие писатели. Первый просил почитать его книгу, второй спрашивал, как продвигать сейчас себя. Ответы в целом меня удивили, покажу вам выжимку со своими комментариями.

О продвижении

  • Самое главное – будущее за самиздатом, но не в ближайшей перспективе. Связка «самиздат – сетевая реклама – интернет-магазины» будет работать.
  • Чтобы о книге узнали, надо ее распространять. Пожалуй, это единственный способ. И распространением занимаются издательства, причем крупные. Небольшие тоже занимаются, но им гораздо сложнее зайти в крупные сети + издержки на распространение книг через блогеров гораздо ощутимее, чем для крупных. АСТ входит в один холдинг с магазином «Читай город», так что если издаешься в АСТ, то продаешься по всей стране. Даже не очень удачные книги покупают (посмотрите на тираж Атланта, который расправил плечи), так что продвижение – это главное.
  • Важен авторитет. Цитирую: авторитет издательства для начинающего автора заменяет его собственный авторитет. Это важно. Ведущие специалисты не будут читать текст без авторитета, у них просто нет времени.
  • Издательство не проплачивает отзывы. И это важный момент! Ведущие критики и блогеры работают на свое имя, а не на оплату от издательства. Неведущие (маленькие как я) часто пишут отзывы в формате «отзыв за книгу». И именно поэтому важно понимать, что и как написать блогеру, если хочешь, чтобы твою книгу прочитали.
  • Иванов пессимистично говорит, что если напечатать книгу тиражом 1000 экземпляров и отправить часть блогерам, то на озоне у вас ее не закажет никто. И да и нет. Судя по количеству переходов по ссылкам (вы же видели, что я под каждой рецензией ставлю ссылки на возможность приобрести книгу?), а за статистикой я слежу, людям книги в целом интересны, блогерам доверяют. Иногда я вижу, что книги покупают, но редко. Предполагаю, это связано с тем, что у каждого свои любимые площадки. Плюс я, например, даже если перейду по ссылке, то подожду акций, наберу полную корзину и закажу сильно позже. Возвращаясь к вопросу – пиарить через блогеров можно и нужно, это отличный инструмент, но важно, чтобы он не был единственным.
Вторая книга справа – «Погром» – томского автора, это дебют, как и остальные. Он сам обратился ко мне (хотя издательство тоже знакомое), я написала честную рецензию, которую затем репостнул он у себя в блоге, а также издательство. Это заметил местный городской портал на 6 тысяч человек. В итоге рецензию прочитало до конца 300 человек (всего в статью зашло около 600), большинство из которых прямейшая целевая аудитория, потому что томичам книга будет чуть интереснее, чем всем остальным, да и купить тут проще. При тираже в 1000 экземпляров это неплохой результат, продажи на Озоне уже идут, и заказы есть. Надеюсь, благодаря мне в том числе. И это очень простой кейс, так и надо.
Вторая книга справа – «Погром» – томского автора, это дебют, как и остальные. Он сам обратился ко мне (хотя издательство тоже знакомое), я написала честную рецензию, которую затем репостнул он у себя в блоге, а также издательство. Это заметил местный городской портал на 6 тысяч человек. В итоге рецензию прочитало до конца 300 человек (всего в статью зашло около 600), большинство из которых прямейшая целевая аудитория, потому что томичам книга будет чуть интереснее, чем всем остальным, да и купить тут проще. При тираже в 1000 экземпляров это неплохой результат, продажи на Озоне уже идут, и заказы есть. Надеюсь, благодаря мне в том числе. И это очень простой кейс, так и надо.

О кураторстве

Иванов кураторством не занимается (и хорошо, потому что это занимало бы время). Но на примере обратившегося к нему автора он показал общие ошибки. Я бы хотела поддержать каждое из его слов и добавить немного своего.

  • После написания обращения блогеру (писателю, издателю, кому угодно, на самом деле, это общий совет, но я везде буду говорить о блогерах, поскольку это имеет отношение ко мне) перечитайте то, что написали. Убедитесь, что нет ошибок и опечаток. Потому что если они есть, то это моментально уничтожит представление о вас в глазах читающего. Если вы в коротком сообщении ошибок наляпали (Иванов здесь использует чудное слово навахляли), то что будет в тексте книги? Не у всех есть средства на корректора. Впрочем, и в книгах больших издательств есть ошибки, я всегда фотографирую их и отправляю издательствам, чтобы при допечатке исправили, но я опять отвлеклась.
  • Расскажите кратко о своей книге. О чем она? В каком жанре? Какой у нее объем? Как она издана – на бумаге или только в цифровом формате? Так будет проще, особенно учитывая реалии Дзена, где мы общаемся в основном в Яндекс.Мессенджере, и многие после «здравствуйте, вы рецензируете книги?» не заходят в чат неделю. Я, например, не читаю фэнтези и фантастику, поэтому если вы напишете о жанре в первом абзаце, то всем нам будет сильно проще.
  • Общайтесь по-человечески, как с другом. Вы ведь не говорите другу «свяжитесь со мной», это удел чиновников, будьте проще.

И уже совсем от себя

За последнее время ко мне обратилось очень много авторов. Не только ко мне, ко всем книжным блогерам на Дзене, наверное. Кто-то создает отдельную рубрику, где рассказывает о таких книгах, не читая их, но предупреждая об этом. Я так не умею, мне важно рассказывать только о том, что я прочитала. И от этих обращений у меня сложился ряд совсем уж простых рекомендаций (в дополнение к тем, что выше):

  • Если вы пишете, что вам нравится блог, к автору которого вы обращаетесь, то потрудитесь и почитайте его, чтобы быть искренним. Потому что если автор предлагает в каком-то из последних постов бесплатно собрать в подборку всех начинающих авторов, а вы там не откликнулись, то вы может быть и не читали блог на самом деле?
  • Будьте внимательны. Один из начинающих авторов написал мне «Уважаемая Татьяна, я тут написала книгу...», а я Наталья. Неприятненько.
  • У меня есть список книг, изданных в прошлые годы, которые я хотела бы прочитать в этом году. И есть новинки, которые сложно заложить в список, потому что я не знаю о них заранее. И тут вы без понятного бэкграунда. Поэтому важно заинтересовать, кратко и емко рассказав о книге. Дать ссылку на видео на ютубе, где будет всплывать текст, это так себе метод. Один абзац текста займет у меня гораздо меньше времени, чем вот эти все ссылки.
  • Я не беру деньги за отзывы. Но ощущения вознаграждения хочется, поэтому я обычно прошу прислать бумажный экземпляр книги. Кроме того, мне не очень комфортно читать в электронном виде. Учтите, что придется заложить небольшую сумму на пересылку.
  • Если вы просите прочитать вашу книгу, то будет логичным, если она не напечатана, скинуть ее в электронном виде. Дать ссылку на ЛитРес, где ее можно купить, это верх самонадеянности. Ведь я могу пойти и взять в библиотеке условного Поляринова и прочитать его, а не непонятного автора за деньги.

Кажется, я разошлась)) Но какой итог у всего этого? Да очень простой. Я раньше отказывала примерно в 60% случаев, теперь буду отказывать в 90%. Напоровшись на несколько совсем уж некудышных текстов решила, что список из проверенных авторов (или издательств, авторитет которых пока перекрывает авторитет автора) важнее. Сразу скажу, что на плохие тексты рецензии я не писала, чтобы кто-нибудь не обвинил в неискренности. Плохие тексты я не дочитывала.

Конечно, у начинающих авторов были и хорошие книги, даже очень хорошие. Но есть вот какая закономерность – самые лучшие были изданы в хороших издательствах. Либо крупных, либо таких, где оформлению и продвижению книги уделяется очень много сил. Потому что продвигать будут хорошие книги. И это логично.

Выговорилась. Надеюсь, никого не обидела. А вы пишете сами? Пробовали издаваться?