Найти тему
ДмД Бронетехника

Второе сердце танка

Оглавление

Сердце танка - это его двигатель. Он обеспечивает подвижность танка, вращение башни, работу электроники и систем жизнеобеспечения. По сути танк жив пока работает его силовая установка. В ином случае, машина остаётся слепой, беспомощной и неподвижной.

Именно поэтому на современных ОБТ устанавливают маломощный резервный двигатель, способный запитать электронику в случае вывода из строя основного агрегата или сократить потребление топлива, пока машина неподвижна.

Вспомогательные силовые установки на западных машинах

Западная техника уже давно оснащается системами вспомогательной генерации электроэнергии. И это не прихоть нежных танкистов, которые боятся остаться без зарядки для айфона, а суровая необходимость.

У такого решения есть несколько весомых причин:

1. Обеспечение автономности. Основной двигатель может выйти из строя в следствии поломки, поражения от огня противника или в силу погодных условий. Американцы посчитали, что в любом из этих раскладов электроника (системы управления огнём, навигации, жизнеобеспечения и связи) должны оставаться работоспособными. И с ними сложно поспорить.

2. Уменьшение расхода топлива. Мощный газотурбинный двигатель американского танка очень прожорлив, в том числе и на холостом ходу, поэтому использование ВСУ для генерации энергии, пока танк недвижим значительно сокращает расход топлива.

3. Меньшая заметность в тепловизионном спектре. Работающий ГТД генерирует огромное количество тепловой энергии, которая нагревает корпус машины и воздух вокруг, делая танк яркой целью в тепловизионном прицеле. Использование маломощного ВСУ позволяет в разы уменьшить тепловую сигнатуру цели.

Резервные двигатели на технике России

Современная и перспективная бронетехника нашей армии также оснащается ВСУ. В их числе: Т-80, Т-90М, БМП-3, а также машины на платформе "Армата".

В этом отношении ругать нашу Армию не за что, идём, так сказать, в ногу со временем. Однако без ложки дёгтя не обойтись.

Дело в том, что, вы уже могли заметить, вспомогательная силовая установка не стандартизирована и разнится от дизеля для тагильских машин, до газотурбинного для МСТА-С, и это плохо.

Плохо это в первую очередь, конечно, для производства - наладить выпуск 4 разных агрегатов вместо одного, как это ни странно, в 4 раза сложнее. Также от отсутствия унификации страдает снабжение и ремонтопригодность. Поэтому, на наш взгляд, бронетехнике нужна стандартизированная универсальная вспомогательная силовая установка, в максимально простом и эффективном исполнении.

Универсальная ВСУ "Улей"

Представляю вашему вниманию проект такой установки.

  • Дизельный двигатель "Улея" способен снабдить танк до 20 кВт энергии.
  • Он подключён к топливной системе танка, а также имеет дополнительный бак.
  • Установка оснащена бронекорпусом способным защитить от осколков артиллерии и стрелкового огня.
  • Встроены дополнительные силовые выходы, для обеспечения питания бытовых устройств и дополнительных модулей.
  • Модуль крепится за кормой танка, что понижает шансы на поражение.

ВСУ для беспилотников

Мы уже разобрались с необходимостью резервного питания для основных бронемашин, но, если говорить о беспилотной технике, то ВСУ просто необходимы. Ведь связь для танка управляемого дистанционно играет первоочередную роль. А без электричества нет и связи.

Именно поэтому все беспилотные машины на базе платформы "Сурок" оснащены такой установкой.

"Сурок" с модулем "Байкал" за кормой установлен "Улей" и прицельный комплекс "Мачта-М"
"Сурок" с модулем "Байкал" за кормой установлен "Улей" и прицельный комплекс "Мачта-М"

Итог:

Такая унификация ВСУ просто необходима армии, если мы хотим видеть в войсках современную конкурентоспособную технику. Подвижки в этом направлении уже есть, недолог час, когда ВСУ для бронетанковой техники станет стандартом.

А как думаете вы? Поделитесь своим мнением в комментариях и подпишитесь на канал, чтобы следить за новинками оборонки.