Телевидение в СССР со всей серьезностью подходило к составлению сетки вещания. При наличии "двух с половиной каналов" нужно было выполнить непростую задачу: удержать внимание телезрителей на максимально длительный срок.
Вот почему охватывались все слои населения: дети, подростки, военнослужащие, незамужние девушки, интеллигенция, сельские жители, домохозяйки и любители спорта.
Среди самых популярных и культовых советских ТВ-программ можно считать "В мире животных", "Международная панорама" и "Клуб кинопутешественников".
Дети ждали пятницу, чтобы посмотреть "В гостях у сказки". По субботам в эфир выходили юмористические и музыкальные программы. Венчала все это великолепие программа "Время" и какой-нибудь рейтинговый фильм.
Стоит отметить, что в наши дни в сетке вещания федеральных каналов мало что изменилось. Только сериалов стало больше. Появились скандальные ток-шоу и куча рекламы. Но телевизионщики все также хотят вовлечь в процесс просмотра ТВ как можно большую аудиторию. Только вот возможности нынешнего телевидения выросли в разы.
Вот почему когда мы вспоминаем о ТВ-программах советской поры, мы видим откровенные провалы. Да, далеко не все "советское" является признаком отличного качества. Рассмотрим это на конкретных примерах.
"9-я студия"
Это политическое ток-шоу было слеплено по лекалам Запада, но адаптировано под советские реалии. В студии сидели три уважаемых журналиста-политолога и беседовали о том, как сильно "загнивает Запад". Телевизионщики хотели вывести пропаганду на новый, более современный уровень, но не учли одного.
Уже на 7-м эфире зритель устал от переливаний из пустого в порожнее. Вау-эффект прошел, а тем актуальных больше не появилось. Цензура бы не позволила ведущему Валентину Зорину говорить о чем-то, кроме всемирного заговора против СССР, Так или иначе, программу не закрыли, и она просуществовала около 15 лет.
На российском телевидении был более успешный аналог "9-й студии". Речь идет о культовой программе "Взгляд", в которой откровенные политические беседы были щедро разбавлены развлекательным контентом.
"Больше хороших товаров"
Программа под названием "Больше хороших товаров" была призвана делать обзоры на продукцию советской промышленности. Создатели полагали, что их детище ждет успех, ведь многие люди в выборе товаров опираются на экспертное мнение или отзывы других покупателей.
Но бюджет у программы был скудный, да и ожидания в очередной раз разошлись с реальностью. Оказалось, что на периферии знать не знают о туфельках модных, о кофточках, о косметике и о нескольких сортах колбасы. Эти обзоры могли быть интересными только московским зрителям. Но и тут возникли проблемы.
Советские "хорошие" товары зачастую уступали тем же польским или чехословацким аналогам. Ну а зрители решили, что им разрешена обратная связь, поэтому засыпали редакцию программы жалобными письмами. Многие жаловались на регулярные поломки отечественных телевизоров, на топорно сшитую одежду и на грубую обувь. При этом в стране сохранялся страшнейший дефицит. Изменить существующее положение дел не представлялось возможным, поэтому программа быстро закрылась.
Более успешным шоу-обзор на товары массового потребления может стать только в том случае, если зрителю предложат и участие в программе, и выбор из нескольких равнозначных позиций. Как это было сделано в российской "Контрольной закупке" – программе, которая, опираясь на мнение масс, выбирала лучшие и худшие товары в своем сегменте.
"Это вы можете"
Жители СССР жили по принципу "голь на выдумку богата". Поэтому программа о советских "Кулибиных" могла иметь большой потенциал. В условиях жесткого дефицита, когда люди и полки в доме собственноручно мастерили, и контейнеры для продуктов, и вешалки для одежды. Но в случае с программой "Это вы можете" опять что-то пошло не так.
Почему? Эта программа была скучна, а представленные поделки народных умельцев заумны и не могли иметь практическое применение. Это все равно, что предложить советским людям адронный коллайдер, когда они нуждаются в простых бытовых вещах. "Невероятное" можно было увидеть в программе Сергея Капицы. Остальное, как говорится, "на хлеб не намажешь".
Уже на российском телевидении попытка показать людям, что они могут собственноручно мастерить полезные вещи, была признана вполне успешной. Правда, речь идет не о самостоятельной программе, а о рубрике в ней. Как можно догадаться, речь идет об "Очумелых ручках" – подразделе в утреннем шоу "Пока все дома", который вел Андрей Бахметьев.