В знаменитой и прекрасной третьей арии Далилы из оперы Камиля Сен-Санса "Самсон и Далила" на самом деле нет ничего прекрасного. Точнее, это прекрасное - только инструмент феерической лжи, двигателем которого является ненависть, а целью - физическое уничтожение. Но мало кто помнит об этом, когда слушает эту арию. Как и бедный Самсон, мы поддаёмся очарованию вдохновенного музыкального обмана.
В опере Сен-Санса, написанной в 1877 году, речь идёт об известной истории, рассказанной в Книге Судей из Ветхого Завета. Либреттист немного изменил детали, но суть осталась прежней.
Стратегия и тактика обмана
Легендарный израильский силач Самсон призывает сограждан сбросить иго рабства и поднять восстание против филистимлян. Филистимляне хотят устранить опасного бунтаря. Но как это сделать? Если он когда-то голыми руками разорвал огромного льва и перебил тысячу филистимлянских воинов ослиной челюстью, то, конечно, ему нипочём ни стражники, ни цепи.
За это дело совершенно бескорыстно, исключительно из патриотических побуждений и личного чувства ненависти к Самсону берётся жрица Далила - бывшая его любовница. Её танец и несколько томных взглядов разжигают в нём былую страсть, и вечером он приходит к дому Далилы (всего лишь попрощаться с ней навеки, как говорит он сам себе), где она с блеском выполняет свой жестокий план (всё это происходит во втором действии оперы).
В её тактике два главных рычага: сластолюбие Самсона и его чувство вины. Сначала она без труда разжигает первое, а затем начинаются горькие упрёки со слезами в том, что
- она его так любила! а он её безжалостно бросил
- и при этом дважды цинично обманул - рассказал небылицы в ответ на её вопрос, в чём его сила,
- и если и на этот раз она не узнает правду, то он может отправляться домой,
- потому что какая же любовь без доверия!
На все оправдания Самсона (я люблю тебя больше жизни, но мой долг перед Богом и моим народом...) она говорит одно: нет! ты меня, несчастную, совсем не любишь, это всё пустые слова, а доказательства твои где?
"Погибнет он..."
Далила не знает, в чём сила Самсона, но она точно знает, в чём его слабость. И ей хватает ума, настойчивости и женской привлекательности, чтобы добиться своего.
Вот текст её третьей арии из второго действия:
Не всякий герой готов выдержать такой напор, и могучий Самсон попадается как наивный воробей в когти опытной кошки. Он открывает Далиле все свои тайны и, опоённый сладким вином, засыпает. «И усыпила его на коленях своих", - сказано в Библии.
Ножницы (чтобы отрезать длинные волосы Самсона - источник его силы) и крепкие верёвки - вот всё, что понадобилось Далиле после этого.
В третьем действии, когда филистимлянская стража приведёт ослеплённого, обессиленного и униженного героя в храм Дагона, Далила со смехом напомнит ему, как ловко она его провела. Возможно, это (а не только молитвы Богу) придало ему сил обрушить храм на голову своих врагов.
Как это петь?
Сен-Санс написал партию Далилы для Полины Виардо (и посвятил ей эту оперу), но постановка в Париже откладывалась по разным причинам так долго, что к моменту премьеры французская звезда уже ушла со сцены.
С тех пор и до наших дней эту партию спели очень многие меццо-сопрано и сопрано, а третья ария Далилы перешла в разряд популярных концертных номеров. Её можно слушать раз за разом, потому что это музыка волшебной красоты. Она льётся мёдом и завораживает как пение сирен, так что при хорошем исполнении всякий поймёт, почему Самсон сказал Далиле всё, что она хотела.
Вопрос в том, что есть в данном случае - хорошее исполнение. У певицы здесь как минимум три задачи:
- спеть красиво и качественно вокально,
- показать в пении подлинный смысл, изнанку этой красоты и хотя бы наметить психологический портрет злодейки Далилы,
- остаться в рамках хорошего вкуса - важнейшего критерия всякой французской музыки.
Интересно сравнить (и обсудить в комментариях), как это получилось у разных знаменитых оперных Далил. Для начала выберем пять примеров.
Которой из этих Далил вы открыли бы свою главную тайну?
Свой первоначальный вердикт "да" или "нет" в случае арии Далилы можно выносить с первых трёх звуков. Потому что не может быть Далилы с заурядным тембром голоса (в данном случае - меццо-сопрано). Если вам не ложится бальзамом на слух первая же её фраза ("Mon Coeur s'ouvre a ta voix"), значит, нет особого смысла слушать дальше.
Ольга Бородина (меццо-сопрано)
Ольге Бородиной можно отдать всё, что она попросит, за одно только звучание её драгоценного голоса. Его тембр отдаёт золотом, каждая интонация в арии трепещет обожанием, все линии идеально плавны, красота во всех регистрах. Это обольщение на уровне высокого искусства, "Песнь песней" и чистая поэзия.
Этим шедевром вдохновенной лжи нельзя не восхититься, даже зная, куда она ведёт. Далила входит в образ как гениальная актриса в момент наивысшего вдохновения, так что её игру в огромную и светлую любовь можно было бы принять за чистую монету, если бы не явный избыток вокального опиума.
Послушайте, как отвечает ей очарованный, на грани обморока, Самсон. Реплики Хосе Куры здесь - это шедевр в шедевре.
Анита Рачвелишвили (меццо-сопрано)
Молодая грузинская звезда мировой оперной сцены Анита Рачвелишвили поёт Далилу иначе. Её тактика - вкрадчивость, а оружие - слабость и покорность. Сердце её разбито (якобы) жестоким Самсоном, она робко умоляет его сжалиться.
Только иногда Анита Рачвелишвили полностью раскрывает свой голос, а на последних репликах он буквально тает (в этом концертном варианте арии они заимствованы из партии Самсона). Невозможно не пожалеть такую нежную и очаровательно слабую Далилу, ведь ей, бедняжке, так мало надо!
Елена Образцова (меццо-сопрано)
Елена Образцова поёт отъявленную злодейку. Она ни на минуту не забывает, что Далила одержима ненавистью к Самсону и даёт нам это почувствовать в каждом звуке своего яркого голоса.
Её Далила вообще не церемонится с Самсоном, тонкие тактики - не её стихия. Она не просит, а требует, не соблазняет, а шантажирует. В какой-то момент в голову приходит мысль, а не служит ли Далила на самом деле в филистимлянской контрразведке в звании генерал-полковника?
Судя по репликам Самсона (Пласидо Доминго), он готов выбросить белый флаг перед лицом превосходящей силы противника.
Мария Каллас (сопрано)
Можно сколько угодно говорить о том, насколько распиарена фигура Марии Каллас, но при этом надо понимать, что для этого есть все основания. То, как она поёт Далилу - одно из многих доказательств её выдающегося таланта, ума, мастерства и вкуса.
Её Далила не прикладывает особых усилий, чтобы очаровать Самсона. Она и так знает, что для него она богиня, поэтому в её голосе звучит лёгкий холодок царственного равнодушия. Эмоций в речи Далилы ровно столько, сколько надо, в каждой интонации беспроигрышный расчёт, а в каждой фразе такая законченная, скульптурная красота, что слушать это можно бесконечно.
Здесь, как и в почти во всех её коронных ариях, есть личный штрих, особая, фирменным образом сделанная деталь. На отметке 3:36 есть довольно неудобный вокально восходящий мотив, который она поёт так резко, словно вонзает клинок в сердце врага, но уже в следующей фразе маскирует этот жест агрессии сладостными мотивами обольщения.
Анджела Георгиу (сопрано)
Для Далилы Анджелы Георгиу эта ария - момент "икс". Или сейчас - или никогда. Волнение и внутренний трепет наполняют её пение ("так дрожью бьётся моё сердце"). Каждая фраза так психологически достоверна, а целое так красиво и закончено, что это исполнение можно считать идеальным.
Есть ещё много замечательных и разных Далил, этот список можно продолжить именами 👉Валентины Левко, 👉Джесси Норман, 👉 Кристы Людвиг, 👉 Мэрилин Хорн и других (добавляйте своих любимых).
Камиль Сен-Санс
И конечно, отдадим должное мелодической одаренности Сен-Санса и его умению создавать волшебные эффекты из простых оркестровых средств. Наслаждение следить за тем, какими звуковыми декорациями он окружает чудесные мелодии арии Далилы.
Вы прочитали фрагмент из моей книги (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки".
Спасибо Дмитрию S за идею вспомнить эту арию и обсудить её исполнения 🎵
Ещё о Сен-Сансе и его музыке - 👉Феерический Сен-Санс в пяти шедеврах.
Об этой арии за пределами оперы - 👉Зачем Мэтт Беллами из Muse пел арию Далилы.
Ария Юдифи, тоже погубившей врага своего народа - 👉здесь
О знаменитых ариях в разных исполнениях -