"Bullet train" - это боевик, который вполне мог бы быть анимационным фильмом, и часто выглядит и ощущается как анимационный. Сюжет происходит на поезде-пуле, мчащемся по Японии, но большая часть фильма снята на зеленых декорациях, а городские пейзажи и сельская местность, по которым проезжает поезд, в основном миниатюрные и CGI. Персонажи фильма также немного абстрактны и заведомо комичны. Все они либо платные убийцы, либо другие жестокие люди, связанные с миром преступности, и большинство из них либо имеют зуб на кого-то из других персонажей, либо являются объектом обиды и пытаются избежать последствий прошлых действий. У них, как правило, трагически-сентиментальные истории или чисто злодейские, и неизбежно, спустя 30 лет после великой перестройки Тарантино начала девяностых, большинство из них - болтуны, которые будут вести монолог с любым, кто не приставит пистолет к их голове и не прикажет им заткнуться, а тон смешивает подмигивающую черную комедию с покерным лицом.
Брэд Питт играет роль Ледибага, бывшего наемного убийцы, которому приказано сесть в поезд, украсть портфель и уехать. Он заменяет другого киллера, который стал недоступен в последний момент, и отказывается от совета своего куратора носить оружие, потому что только что прошел курс лечения от гнева и отказался от убийств. Подручные Леди Баг - команда подрывников, состоящая из чудаков-убийц. Джоуи Кинг - "Принц", которая выдает себя за невинную школьницу, пораженную жестокостью людей, но тут же обнаруживает себя как умный и безжалостный двигатель разрушения. Брайан Тайри Генри и Аарон Тейлор-Джонсон (который стал похож на злобного пьяницу Бегби из оригинального "Trainspotting") - братья, которые переходят от задания к заданию, набирая количество трупов, кажется, в три раза больше, и теперь оказываются в поезде, защищая портфель и сопровождая депрессивного двадцатилетнего сына-пустозвона (Логан Лерман) страшного криминального босса, известного как Белая смерть.
Белая смерть - это русский, захвативший семью якудза. Его лицо не показывают до конца истории (зрителям интереснее не искать в Гугле, кто его играет, потому что его роль - один из лучших сюрпризов во всей этой истории). Хироюки Санада - "Старейшина", седой, но все еще смертоносный убийца, связанный с Белой Смертью, а Эндрю Кодзи - "Отец", сын Старейшины; очевидно, они жаждут мести, потому что кто-то столкнул внука Старейшины с крыши универмага, в результате чего тот впал в кому. Они считают, что виновный находится в поезде, смешавшись со всеми остальными агентами смерти.
Поначалу сюжет кажется целеустремленным, вращаясь вокруг коматозного внука и металлического кейса. Но по мере того, как сценарий добавляет новых бойцов и устанавливает, что все они связаны между собой по касательной, " Bullet train " превращается в полузадуманное, но искреннее заявление о судьбе, удаче и карме - и постоянные (и часто юмористически раздражающие) комментарии Леди Баг на эти темы, озвученные в дискуссиях через куратора (Мария Жук в роли Сандры Баллок, которую можно услышать через наушник), начинают казаться инструкцией по пониманию того, что же на самом деле задумано в фильме. (Ледибаг - это своего рода посткредитный Джулс из "Криминального чтива", после отречения от насилия, но он все еще застрял в жизни, и она стала более сложной, потому что он решил никогда больше не брать в руки оружие).
Персонажам даются такие вступления на экране, которые поклонники жанра узнают в таких режиссерах, как Квентин Тарантино ("Убить Билла", похоже, оказал на них основное влияние) и Гай Ричи (который стал первопроходцем в особом виде "детского экшена", где словесные оскорбления становятся маленькими кулаками и ножами, используемыми против врагов). Бойцы нападают друг на друга с пистолетами, ножами, кулаками и любыми предметами, которые попадаются им под руку (портфель используется и как оружие защиты, и как дубинка). Они подшучивают друг над другом, а иногда, когда один из них погибает, тон переходит в заунывные причитания, которые часто трогают благодаря мастерству актеров, но не вызывают глубоких эмоций, так как остальная часть фильма настолько бестактна и поверхностна.
Режиссером фильма стал Дэвид Лейтч, бывший координатор каскадеров и дублер Жан-Клода Ван Дамма и звезды этого фильма Брэда Питта, а также бывший партнер режиссера Чада Стахлески (из серии "Джон Уик"). Он стал специалистом по высококлассному акробатическому хаосу, сняв фильмы "Дэдпул 2", "Атомная блондинка" и "Форсаж и Форсаж: Хоббс и Шоу". Трудно отрицать, что он один из лучших, когда дело доходит до надзора за такого рода производством, и иногда приятно видеть, как " Bullet train " погружается в свои заведомо нелепые визуальные образы, которые иногда граничат с психоделией, созданной в "Спиди-гонщике".
Но стоит ли вообще заниматься подобными проектами - это уже другой вопрос. Кажется, что он хочет получить и то, и другое, говоря нам: "Это все легко и глупо, и все это не имеет никакого значения", и в то же время пытаясь ударить нас по горлу моментом драматической силы, чтобы мы плакали за героев. История Генри и Тейлора-Джонсона попадает туда благодаря любви, выраженной между братьями, даже когда они крушат друг друга, а выступления двух актеров имеют прямую связь с аудиторией, несмотря на акценты кокни, которые не прошли бы проверку в университетской постановке "Моей прекрасной леди". (Самым большим достижением фильма является то, что Генри удается выдержать постоянное сравнение всех остальных с персонажами "Томаса - танкового двигателя" и заставить вас не испытывать отвращения к этому приему по общему принципу).
Но все остальное кажется вынужденным и неискренним. "Поезд-пуля" - лучшая комедия о самозваных крутых парнях, которые думают, что они свободные агенты, но на самом деле все они просто пассажиры поезда, мчащегося от одной станции к другой, не обращая внимания на желания каждого, кто в нем едет. Абстрактность и юмор в стиле "это все прикол" в конечном итоге сводят на нет все аспекты, которые могли бы укорениться в сознании зрителя.
Проект абстрактен и в другом отношении: источником сценария послужил японский роман Котаро Исака, и персонажи были японскими. Лейтч и компания, унаследовавшие проект от Антуана Фукуа, который хотел снять менее шуточный фильм типа "Крепкого орешка в поезде", пересняли историю "на международном уровне", начав с давнего экранного партнера Лейтча - Питта. По сообщениям, они рассматривали возможность переноса сюжета в Европу, но все равно решили оставить японские декорации и оправдывают это тем, что " Bullet train " - фантастический фильм, действие которого может происходить где угодно, но по сути нигде не происходит.
Объяснение не помогает, учитывая, насколько "Поезд-пуля" зависит от японских признаков и культурных установок (персонаж Кинга - это, по сути, оживший аватар "школьницы" из аниме), не говоря уже о том, что все основные персонажи, кроме горстки стереотипных якудза, получили русского вождя, созданного по образцу Кайзера Зезе из "Обычных подозреваемых". Даже в фэнтези последнее кажется натяжкой, хотя актеры играют как профессионалы. Если в фильме нет ничего реального - ни в качестве оправдания кастинга, ни в качестве руководящей эстетики - почему бы просто не пойти на поводу у "Спиди-гонщика" или "Матрицы", не сделать весь проект "зеленым экраном" и не снять его в будущем на другой планете или в альтернативном измерении? В любом случае, это практически фильм о супергероях Marvel, за исключением того, что персонажи не могут вернуться к жизни после того, как их убили. Результатом могло бы стать восхитительное произведение искусства, а не технически и логистически амбициозный фильм, не оставляющий большого эмоционального или интеллектуального следа.