США и Европа настаивают на ограничении и возобновлении диалога между Москвой и Киевом, но продолжают накачивать Украину оружием. Так, в ближайшее время американцы поставляют вооруженным силам многоцелевую систему огня дальностью до 80 километров, датчане-противотанковые ракеты, обсуждаются поставки бронетехники. О том, что на самом деле ищет Запад, читайте в материале.
Турецкий Гамбит
На прошлой неделе президент России Владимир Путин пообщался с главами Италии, Австрии, Германии и Франции, а 30 мая ему позвонил Реджеп Тайип Эрдоган.
Турецкий лидер предложил провести встречу представителей России, Украины и ООН в Стамбуле, затронув проблему транзита зерна через Черное море. Путин подтвердил, что Москва в сотрудничестве с Анкарой готова облегчить бесперебойную перевозку грузов, в том числе экспорт зерна из украинских портов.
Между Москвой и Киевом практически нет переговоров. Власти Украины выдвинули ультиматум: пусть Россия выведет войска. Перед обращением к Путину Эрдоган отметил, что"с каждым днем события развиваются все более негативно".
Беседуя с президентом России, Эрдоган связался с Владимиром Желенским. Он обсудил с ним те же проблемы: посредничество Анкары и транзит зерна морским путем.
Поскольку оба разговора состоялись в тот же день, некоторые СМИ предположили, что лидеры трех стран могут позже общаться в формате видеоконференции. Однако в Москве это исключили, и Киев заявил, что инициатива должна исходить от Кремля.
Военизированные переговоры
Лидеры Франции и Германии Эммануэль Макрон и Олаф Шольц беседовали с Путиным в общей сложности 80 минут. Они настаивали на прекращении огня, выводе войск и "серьезных прямых переговорах" с Зеленским. Российский лидер подчеркнул, что диалог заморозил Киев, и Москва всегда готова к его возобновлению.
Кроме того, были затронуты темы судьбы украинских военных, захваченных в Мариуполе, обеспечения безопасности судоходства в Азовском и Черном морях и глобального продовольственного кризиса. Путин подчеркнул, что попытки США и Евросоюза привлечь Россию к ответственности за трудности с зерном и удобрениями необоснованны. Не было необходимости вводить санкции.
Однако Запад не идет на уступки. Кроме того, с одной стороны, лидеры Евросоюза пытаются действовать как миротворцы, а с другой-продолжают военные поставки. По словам Олафа Шольца, есть много сложных вопросов "политического, этического и личного характера": он не знает, можно ли победить насилие насилием.
Но Зеленский не обременяет себя душевными муками. По данным The New York Times, он очень рассчитывает на американские многоцелевые системы стрельбы M270 MLRS, которые поражают 227-мм снаряды на 80 километров и M142 HIMARS с дальностью 300 километров. Однако президент США Джо Байден заявил, что Киев не получит оружия для удара по территории России.
В то же время Дания и Великобритания передали Вооруженным силам противотанковые ракеты Harpoon. Советник главы Канцелярии Президента Украины Алексей Арестович надеется, что в середине июня страны НАТО начнут что-то еще серьезное.
Война или мир
Желенский хочет личной встречи с Путиным. Но что она ему скажет, неясно. Коридор возможностей украинского президента очень узкий. Киевский режим еще не отменил обвинения России в геноциде и героизации националистических батальонов.
Казалось бы, европейские лидеры призывают стороны конфликта к диалогу, но открыто говорят, что Россия должна проиграть на поле боя. Впрочем, министр иностранных дел Сергей Лавров не удивлен. Москва много лет просила общий Запад не превращать Украину в" антироссийскую " - мы не слышали, сказал он в интервью французскому телевидению TF1.
По словам главного редактора журнала "Россия в глобальной политике" Федора Лукьянова, представителей Евросоюза нельзя считать посредниками между Москвой и Киевом, они скорее украинские парламентарии, которые используют собственные каналы связи для влияния на Кремль. "Когда - нибудь спецоперация будет завершена, и тогда текущие переговоры перейдут к более содержательному обсуждению параметров послевоенного соглашения", - поясняет эксперт. "Но сейчас мы находимся на стадии активной борьбы, когда обе стороны не хотят останавливаться, потому что они ожидают достижения своих целей военными средствами".
Российские власти выгодно поддерживают диалог даже с такими политиками, поскольку благодаря этому разрушается миф об изоляции страны, указывает глава института мирных инициатив и конфликтологии Денис Денисов. И европейцы вступают в контакт, потому что они должны отчитываться перед избирателями в мирных усилиях.
"Представителям Евросоюза удается одновременно вооружить Украину, чтобы она продолжила военные действия и перебросила через нее российские углеводороды", - сказал Денисов. - До настоящего компромисса еще далеко. Но если Запад возможен в долгосрочной перспективе, то с Киевом все гораздо сложнее.
История знает много примеров того, что боевые действия давно прекращены, но мирный договор так и не был подписан. Эксперты, опрошенные РИА Новости, считают этот сценарий весьма вероятным. Поэтому контакты Москвы с Западом - это не попытка повлиять на Киев, а попытка создать новую систему отношений между Востоком и Западом.