Предупреждаю, что данный фильм ни в коем случае нельзя смотреть во время еды. Детям и легкоранимым, сверхчувствительным - не смотреть. Наверное точно подмечено, что "Иди и смотри" и "Волынь" очень точно передают зверства живодеров. И нет оправдания тем, кто вершит подобные злодеяния.
Фильм "Волынь" Год производства: 2016, Страна: Польша; Жанр: военный, драма, история. Режиссер: Войчех Смажовски; Сценарий: Войчех Смажовски.
Коротко о сюжете:
Молодая полька проходит все круги ада, чтобы переплыть реку забвения, где нет страха и печали. Она переживает приход коммунистов, раскулачивание красными, приход фашистов, бандеровцев и польских освободителей.
Фильм немного напомнил "Свадьбу в Малиновки", когда флаги над управлением сменялись стремительно, а местные подлизы и пресмыкающиеся "и нашим, и вашим" приседали в "КУ!" перед очередной сменной властью, угощая пышным караваем с солью и стопкой горилки.
Но некоторых жаба душит от лишнего соседа, так хочется пощекотать ребра полякам и отдать зигу немцам, чем жить под гнетом польского ига.
Начало было веселым: с песнями, танцами, хороводами. И нет различия между национальностями. Все славяне, все братья. Вот и сестра Зоси вышла замуж за украинского хлопчика. Все на свадьбе: русские, украинцы, поляки - одна семья. Пока не начнутся лихие и смутные времена, выливающиеся в беспощадную знаменитую волынскую резню.
Так и живут селяне под сменой пришлых, ОНИ сменяют цвет флагов, вешают оппонентов и живут широко. Так живут везде, нация ни при чем, а вот пропаганда рулит. В 40-х вместо Ютуба и Тик-Тока вещал полупьяный дьякон, поп или святой отец, все они по-разному вели свои блогхи (это не описка). Но один в трезвом уме призывал к насилию. Да, прямо в церкви освящали топоры и вилы, серпы и косы.
Применен интересный прием в кино: проведение параллели между противоположными сторонами. Батюшка взывает к милости и вселюбяю, молит о любви и человечности.
В костеле священник вторит о сплоченности народа, о подмоге и любви. Так по сути и должно. Все скрываются под сводом костела. Но Бог отвернулся от своих прихожан и на глазах католического Бога происходят бесчинства: резня и пожар. Резали как баранов, как скот. Со всеми анатомическими подробностями, словно живодеры.
ОНИ не ведают любви и человечности, они творят зло и верят в свою веру - живодерства. Православный украинский призывает к очищению от любых захватчиков, бендеровцы вторят, что необходимо искоренять ненависть путем уничтожения любой нации с земли украинской. Во храме прихожане вскидывают разве что не зигу с оружием, косами и серпами. Как же так. Церковь с оружием.
Прилежные ученики выслуживают речи о кровопролитии прямо в церкви от батюшки.
Это на советской земле, во время войны, церкви всех конфессий еще не разбиты и под своими сводами продолжают вещать свою проповедь. Разве такое могло быть.
Что пережили селяне в многонациональном большом селе, где когда-то рядом жили и трудились: поляки и русские, украинцы и евреи. Что стало с ними за пять лет, показанных в этом забытом Богом месте.
Словно Бог отвернулся ото всех и ушел из этих мест.
Сначала все несогласные с НИМИ (советской властью): кулаки, зажиточные крестьяне, которые трудились от заката до рассвета. Погрузив ночью как скот в душные промерзшие вагоны, погнали за Волгу и Урал.
Потом евреи: погромы, побеги, массовые расстрелы и захоронения. Предательство одних, укрытие другими. Да, годами в подвалах и на сеновале, пока ОНИ (фашисты) не раскрывали укрывающих.
Затем резня поляков. Самое страшное, что видела в кино. ОНИ (бандеровцы) орудовали в лесах. По одиночке уничтожая в страшных муках, словно нелюди. ОНИ заходили в села, деревни очищая и освобождая Украину, оставляли кровавые следы своих преступлений.Дальше страшные кадры. Даже у фашистов застывали глаза от ужаса. На последнем фото ошеломленный фашист.
Что могут вынести беглецы, как украинцы принимали своих освободителей. В фильме все показано. Все злодеяния, всех сторон. А пока ОНИ дерутся, у матерей боль, шок, немой крик и поседевшие головы.
Где можно спрятаться матери: в лесу, на сеновале, в сарае сестры, где муж украинец, а его брат живодер. Не поверите, там где нет ничего страшнее, в логове врага, того самого, которого били пятнадцать советских братьев. Они оказались не такими страшными, как соседский зверь.
А дальше кажется, что встаешь на сторону поляков, посмотрите как их страшно притесняли, бедный народ. Евреем не так досталось от немецких фашистов. Но нет, авторы взяли верх разума, они не стесняясь вещают всю правду, без смущения и опасения нападков двух стран. Такой шаг очень рисковый, сравним с подвигом - не каждый решится на правду. А дальше настоящая правда - обратная резня, тем же методом, тем же сапогом только ляхским.
Мой любимый момент:
Главная героиня все же попадает в лапы врага, но малыш, смышленный не по годам просит есть на чисто украинском языке. Спасение пришло, откуда и не ожидалось.
А в финале безмолвный крик и шок. Когда уши закладывает от шока, когда ультразвук пробирает мозги (как у Флеры в ф/ме "Иди и смотри"), когда земля и небо выстраиваются в линию с пульсирующим графиком. Когда не понимаешь кто ты и что ты делаешь на этой земле. Остановите Землю, я сойду.
Когда нет сил кричать, ибо крики Бог не услышал, в той стороне давно нет Бога, его прогнали те кто слушал под церковными сводами речи попа с оружием, провозглашающего свободу ... СВОБОДУ от Бога. Там нет даже сатаны, ибо и он не знал, что люди страшнее его помощников - чертей. Там процветает нечисть невиданной силы, не знающей ни нравственности, ни человечества, ни любви.
Весь фильм показан в беге, глазами и босыми ногами молодой героини. От юности, в лапы советского раскулачивания, прихода фашистов, бандеровцев, польских мстителей и так бесконечно. Пока не прибудет он ... перевозчик, чтобы увести своих кровиночек через реку, там где не слышны орудийные раскаты, где нет лацканья серпов, где нет запаха крови.
МОРАЛЬ: худой мир лучше НЕдоброй войны.
Самый страшный фильм в моей фильмотеке.